ДОКЛАД заместителя председателя Федерации профсоюзов Сырокваша Анатолия Федоровича на заседании Совета ФПО 18 марта 2008 года
Уважаемые товарищи!
Работа в сфере охраны труда была и остаётся одним из приоритетных направлений деятельности профсоюзов на протяжении всей истории их существования. На VI съезде ФНПР принята отдельная резолюция «Об охране труда и экологии», а на состоявшемся 24 октября прошлого года заседании Генерального Совета ФНПР рассмотрен вопрос «О действиях профсоюзов в связи с неудовлетворительными условиями труда и здоровьем работников», на нём было отмечено, что профсоюзы неоднократно ставили перед Правительством и объединениями работодателей вопрос о необходимости создания более гибких механизмов социальной защиты работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, выступали с предложениями создать такую концепцию компенсационных выплат, в основе которой лежал бы экономический интерес работодателя, направленный: с одной стороны, на уменьшение количества несоответствующих необходимым требованиям рабочих мест, а с другой – на постепенное снижение доли компенсаций. [center] [img]/image/news/180320081.jpg[/img] [img]/image/news/18032008.gif[/img] [/center]
Действующее сегодня законодательство и принятые Правительством РФ нормативные правовые акты в области охраны труда «замораживают» ситуацию, при которой не просматривается перспектива достижения необходимого уровня требований и побуждения работодателя создавать здоровые условия на рабочих местах.
И это позиция всех профсоюзов, так как в условиях рыночной экономики призывы и увещевания вряд ли смогут заставить работодателей повсеместно создавать здоровые и безопасные условия труда, соблюдать требования экологической безопасности. В этой связи возрастает роль профсоюзов, которые на всех уровнях должны проводить активную работу по защите прав работников на охрану здоровья в процессе труда, декларированных в Конституции Российской Федерации. Все это обусловлено не только тем, что действующим законодательством профсоюзам дан широкий спектр полномочий в этих сферах, а, прежде всего, тем, что речь идет о самой великой ценности - здоровье и жизни людей.
Надо отметить, что в настоящий момент государство, органы исполнительной и законодательной власти делают определённые шаги по решению указанных проблем. В соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Минздравсоцразвития России с участием всех заинтересованных сторон подготовлен проект Программы действий по улучшению условий и охраны труда.
Выступая в январе этого года перед членами Генерального Совета ФНПР, Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи ещё кандидатом в Президенты РФ, согласился с тем, что в ближайший период нам надо уделять особое внимание «… качественному улучшению условий самого труда». И мы надеемся, что избранный Президент, вновь сформированное Правительство будут рассматривать этот вопрос в своей деятельности в числе приоритетных.
Принимаемые законы, постановления Правительства РФ в области охраны труда, к сожалению, не всегда направлены на защиту прав и социально-трудовых интересов работников.
Так, в начале прошлого года, профсоюзы выступали против замены молока денежной компенсацией. Несмотря на это, замена молока деньгами была закреплена на законодательном уровне. Негативные последствия, думаю, всем хорошо известны – работники начнут экономить на своем здоровье. Что делать? Вышеупомянутый закон предусматривает возможность замены молока на деньги по письменному заявлению работника, если это вписано в коллективный или трудовой договор. Поэтому, необходимо рекомендовать первичным профорганизациям ни в коем случае не вносить в коллективные договора такую норму.
В настоящее время идёт активная работа в Правительстве РФ по подготовке постановления «О сокращенной продолжительности рабочей недели, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда и других компенсациях для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда». Принятие такого постановления приведёт к отмене существующих льгот и компенсаций у большинства работников, фактически занятых на работах с вредными или опасными условиями труда лишь на том основании, что работодатель не провёл аттестацию рабочих мест по условиям труда. Как вы понимаете, 100-процентная аттестация всех рабочих мест по условиям труда в настоящее время нереальна. Свои предложения и замечания по проекту указанного постановления Правительства РФ Федерация профсоюзов направила в техническую инспекцию труда ФНПР.
В последние годы в Брянской области, как и в целом по Российской Федерации происходит устойчивое снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В течение 2-х последних лет показатель общего производственного травматизма в области снизился на 12% (с 726 несчастных случаев в 2006 году до 642 в 2007 году), наблюдается и тенденция сокращения случаев смертельного травматизма, он снизился на 23 процента (с 35 погибших на производстве в 2006 году до 26 в 2007). Также сократилось количество тяжёлых несчастных случаев на производстве на 23% (с 110 в 2006 году до 79 в 2007 году), количество выявленных случаев профессиональной заболеваемости с 87 в 2006 году до 64 в 2007 году.
К этой положительной динамике привел целый ряд факторов, в том числе и совместная, целенаправленная работа всех сторон социального партнерства в трудовой сфере, работа государственных органов надзора и контроля, усиление профсоюзного контроля.
Несмотря на это, по оценкам специалистов, круг угроз для жизни и здоровья работников при профессиональной деятельности не только не уменьшается, но и постоянно растет. При этом статистика свидетельствует, что одна смертельная производственная травма «венчает» огромную пирамиду других травм (около 50 серьезных и около 1000 несущественных, не связанных с утратой трудоспособности). Из-за производственного травматизма и профессионально-обусловленных заболеваний общество теряет до 1,4 % национального валового продукта. Это большие потери. Ведь за каждой трагедией стоит судьба отдельного человека и его близких людей.
На совещаниях, встречах различного уровня мы неоднократно говорили, что наметившаяся тенденция снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости вызвана не только объективными факторами, т.е. работой проводимой всеми сторонами социального партнерства, а зачастую и иногда в большей мере субъективными:
Уменьшением численности работников занятых в ряде видов экономической деятельности. Общее количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов за последние два года сократилось на 10 тысяч;
Сокрытием происшествий. В течение 2007 года Государственной инспекцией труда в Брянской области выявлено 7 сокрытых несчастных случая на производстве, и надо отметить, что все эти случаи выявлены у работодателей, где нет профсоюзных организаций. И эта цифра не даёт полной картины по скрытым несчастным случаям;
Подменой трудовых отношений – гражданско-правовыми (заключением договоров-подрядов на выполнение работ на постоянных рабочих местах). Такие отношения характерны для работодателей - индивидуальных предпринимателей, где, как правило, нет профсоюза, отсутствует, соответственно соблюдение элементарных норм трудового права. Хуже того, трудовые отношения вообще никак не оформляются, зарплаты выдаются в конвертах, отчисления в Фонд социального страхования не производятся, речь о соблюдении законодательства об охране труда вообще не ведётся. В качестве печального примера таких отношений можно привести деятельность индивидуального предпринимателя Дронякина А.М.(мебельное производство Карачевский район), где в январе этого года произошёл групповой несчастный случай, в результате которого 3 человека погибли, один тяжело травмирован;
Низким уровнем выявления профессиональной заболеваемости. При сравнении цифр по количеству выявленных профессиональных заболеваний (64 в 2007 году и 87 в 2006 году) возникает вопрос: «Чем обосновано такое значительное, количественное снижение?». Очевидно, что основная часть их не выявляется, а маскируется в структуре общей заболеваемости. В результате работникам с нарушениями здоровья, возникшими в процессе труда, своевременно не ставится диагноз и не оказывается своевременная и адекватная медицинская помощь. И все это происходит на фоне сокращения, а часто и ликвидации объектов промышленной медицины. Что приводит к свертыванию профилактической деятельности и ухудшению качества медицинского обслуживания работников.
Не секрет, что в ходе периодических осмотров выявляется не более 13-15% всех случаев с подозрениями на профессиональное заболевание. Почему это происходит? В том числе и из-за недостаточного общественного контроля за организацией проведения предварительных периодических медицинских осмотров. Так, например, при проведении плановой проверки в ОАО «Шпагат» выявлено, что при составлении поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, не указываются вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах, что снижает вероятность своевременного выявления специалистами признаков профессиональных заболеваний на ранних стадиях. И это не единичный случай. По-прежнему большинство случаев профессиональных заболеваний выявляется в ОАО «Дятьковский хрусталь».
Наиболее часто встречаются случаи, когда не обеспечивается прохождение периодических медосмотров работниками в возрасте до 21 года, а также работников занятыми на работах с эксплуатацией ПЭВМ. Имеют место нарушения, связанные с возмещением расходов работникам, проходящим предварительные медицинские осмотры при приёме на работу: (ОАО «Энергозапчасть», ОАО «Брянский камвольный комбинат», ГУК «Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого», МУЗ «Новозыбковская стоматологическая поликлиника», ЗАО «Кремний Маркетинг» и др.
В настоящее время в области, в условиях труда, не отвечающим санитарно–гигиеническим требованиям трудятся более 40 тыс. работников (40,6 тыс.) и это только на обследованных предприятиях, в число которых вошли обрабатывающие предприятия, предприятия транспорта и строительства, организации занятые производством и распределением электроэнергии, газа и воды.
Несмотря на ужесточающиеся требования законодательства в вопросе аттестации рабочих мест по условиям труда, её темпы в области оставляют желать лучшего. На настоящий момент аттестовано менее 50% рабочих мест, а в тех организациях, где проведена аттестация, многие работодатели не спешат проводить мероприятия, разработанные по ее результатам и направленные на улучшение условий труда работников, т.е. в основном все сводится к различного рода компенсационным выплатам. Материалы аттестации, с разработанными мероприятиями годами «пылятся на полках».
По данным статистики в стране происходит до 20% всех несчастных случаев на производстве в связи с отсутствием или неправильным применением средств индивидуальной защиты. В условиях старения и износа основных производственных фондов, увеличения риска чрезвычайных ситуаций и их тяжести, обеспечение работников современными и эффективными средствами защиты -наиболее экономически доступная и достаточно эффективная мера обеспечения безопасности на производстве. Однако и здесь при проведении проверок выявляются многочисленные нарушения. Работники допускаются к работе без обеспечения их средствами защиты, предусмотренными Типовыми нормами и коллективными договорами. Работодатели, пытаясь сэкономить, приобретают не сертифицированные средства, не организуют надлежащим образом уход за ними, а также не обучают работников правильному их использованию и это далеко не весь спектр выявляемых нарушений.
Практически на всех предприятиях проверенных техническими инспекторами ФПО, специалистами областных организаций профсоюзов выявлялись указанные выше нарушения. К сожалению, такие нарушения не только фиксируются проверяющими, но и становятся причиной серьёзных травм. Так, сортировщица бумажного производства Потребительского общества «Брянская бумажная фабрика» 12 июля прошлого года получила проникающее склеральное ранение глазного яблока. Одной из причин несчастного случая стало «неприменение работником средств индивидуальной защиты, выразившееся в неприменении защитных очков», так записано в акте расследования, из-за необеспеченности средствами индивидуальной защиты стойкими к электрической дуге в 2007 году погиб работник ОАО «Брянскэнергоремонт».
На предприятиях текстильной промышленности, где основными вредными и опасными производственными факторами являются повышенные запыленность и уровень шума, зачастую игнорируется использование работниками «берушей» и респираторов (ОАО «Брянский камвольный комбинат», ОАО «Шпагат»).
Необходимо отметить, что исполнительные органы государственной власти области, государственные контрольно-надзорные органы в сфере охраны труда, некоторые работодатели принимают определенные меры, направленные на улучшение сложившейся обстановки. Но кардинального улучшения не происходит. Почему?
Нарушена отраслевая «вертикаль» в работе служб охраны труда, возникают сложности в части объективной оценки и анализа сложившейся ситуации.
В ряде районов области ликвидированы отделы по труду. Отдел государственного управления охраной труда и экспертизы условий труда в управлении труда администрации области представлен четырьмя специалистами.
Возможности обследования предприятий государственными инспекторами по охране труда очень ограничены. По официальным данным ими обследуется только 3-4% организаций, зарегистрированных на территории области, а это значит, что Государственной инспекции труда для обследования всех предприятий потребуется более 30 лет.
Такими силами претворять в жизнь государственную политику в области охраны труда достаточно сложно.
Надо сказать, что профсоюзам в сложившейся ситуации открывается широкое поле деятельности. И эту работу мы с вами должны направить в правильное русло – на сохранение жизни и здоровья работников.
Что же сделано и делается Федерацией профсоюзов области, членскими организациями, как осуществляется общественный контроль за состоянием условий и охраны труда?
Федерация профсоюзов Брянской области совместно с Государственной инспекцией труда в Брянской области разработали и внесли ряд предложений в Закон Брянской области «Об охране труда в Брянской области», которые позволят более конкретно заниматься вопросами охраны труда на областном и муниципальном уровнях.
В области, с участием профсоюзов заключено и реализуется 26 территориальных, 77 отраслевых соглашения, 3260 коллективных договоров, в которых предусмотрены мероприятия по соблюдению законодательных и нормативных актов, улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие гарантии с выделением под это реальных денежных средств. Их реализация играет значительную роль в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Количество проведенных профсоюзами обследований организаций, их структурных подразделений по вопросам охраны труда в 2007 году составило 5986, при этом выявлено 8828 нарушений законодательных и нормативных актов.
Федерацией профсоюзов, членскими организациями непрерывно совершенствуется практика сотрудничества с государственными органами надзора и контроля. С Государственной инспекцией труда в 2007 году проведено 203 проверки по соблюдению законодательства об охране труда, с прокуратурой 4, с другими территориальными органами государственного надзора и контроля 716.
Так в ходе проверок, проведенных совместно с госинспекторами труда в 2007г. выявлено 4516 нарушений, выдано 203 предписания. Половина проверок заканчивались привлечением к административной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
Например, в ходе проверки, проведенной техническим инспектором труда ФПО совместно с госинспектором труда в ООО «Новозыбковский станкозавод», выявлено 46 нарушений. Так, в частности, установлены факты допуска к работе работников без использования ими средств индивидуальной защиты (касок), не все средства индивидуальной защиты имеют сертификаты соответствия, множество нарушений отмечено на рабочих местах работников - пользователей ПЭВМ. Выявленные нарушения были устранены работодателем в установленные сроки, но их могло бы и не быть при наличии соответствующего общественного контроля.
При проверке ОАО «Селецкий ДОК» выявлено более 80 нарушений по вопросам охраны труда, более того, в этой организации были попытки воспрепятствования деятельности профсоюзной организации.
Федерацией профсоюзов, членскими организациями проводится постоянная работа по повышению эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, осуществления общественного контроля за соблюдением требований охраны труда первичным звеном профсоюзного контроля – уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда и представителями профсоюзов в комитетах (комиссиях) по охране труда. На 01.01.2008г. численность уполномоченных профсоюза по охране труда в членских организациях Федерации профсоюзов Брянской области составила 2872 человека.
Заслуживает внимания опыт работы с уполномоченными профсоюзов по охране труда: Брянской областной организацией профсоюза строителей и промстройматериалов; машиностроителей РФ; образования и науки; «Теркома»- профсоюза Брянского отделения Московской железной дороги; областной организации «Электропрофсоюз», где регулярно проводятся смотры-конкурсы в первичных профсоюзных организациях «на лучшего уполномоченного», семинары, совещания, используются другие формы и методы повышения уровня знаний в вопросах охраны труда.
В областной организации «Электропрофсоюз» ежемесячно проводятся «Дни охраны труда». Областная организация активно применяет такую форму работы, как целевые (тематические) проверки, которые проводятся по вопросам порядка обучения по охране труда, соблюдение законодательства при организации расследования несчастных случаев, выполнения раздела «Охрана труда» Коллективного договора и др. Большое внимание эта организация уделяет моральному и материальному стимулированию работы уполномоченных профсоюза по охране труда. При проведении ежегодного смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда» учреждены премии для победителей.
Результатом настойчивой и целенаправленной работы по подготовке и обучению уполномоченных профсоюза по охране труда в областной организации профсоюза работников строительства и промстройматериалов стала победа Володько П.П.(ОАО «Клинцовское СМУ»), Кушнир Б.А. (ОАО БМУ «Центрэлектромонтаж») в смотре-конкурсе на лучшего уполномоченного, проведенного ФНПР в 2005-2006 годах.
К сожалению, в большинстве отраслей промышленности по-прежнему остается на низком уровне активность работы уполномоченных по охране труда, недостаточно применяются меры по моральному и материальному стимулированию их работы.
Отдельно необходимо сказать о процессе формирования и работе комитетов (комиссий) по охране труда. Их на сегодня в профсоюзных организациях области 1432. К сожалению, профсоюзы, работодатели проявляют равнодушие к их созданию. В Трудовом кодексе записано, что «в организациях по инициативе работодателя или по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда». Во многих организациях инициативу проявлять не спешат ни одна из сторон. Руководителям предприятий и профсоюзным комитетам организаций необходимо пересмотреть свое отношение к этому вопросу, ведь их участие в работе данных комиссий – это и есть один из показателей позитивной совместной работы администрации и профсоюзов по созданию благоприятных условий труда работникам.
Профсоюзы, представляющие и защищающие работников, должны также добиваться создания служб охраны труда в соответствии с требованиями ТК РФ, вовлекать в сотрудничество как представителей работодателей, отвечающих за повышение безопасности производства и охрану труда, так и самих рабочих. Все должны понимать, что сотрудничество – это дорога со встречным движением, и поэтому профсоюзным комитетам необходимо брать и на себя обязательства по оказанию помощи работодателю в поддержании трудовой и производственной дисциплины и отражать данные обязательства в коллективных договорах.
Трудовым кодексом профсоюзам предоставлена огромная возможность в деле защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.
Исключительно важное значение для профсоюзов имеет глава 58 Трудового кодекса «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами», где закреплены основные права профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, прописан порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов работодателем. При этом необходимо обратить внимание на совместные действия выборного профсоюзного органа и соответствующей государственной инспекции труда. Прописаны обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.
Главная сегодня задача не только довести положения нового Трудового кодекса до профсоюзных работников и актива, но и организовать контроль за выполнением его положений.
Вторая задача, стоящая перед нами, это расширение взаимодействия профсоюзов с органами исполнительной власти, государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Что же сделано в данном направлении?
Правильному применению и пониманию профсоюзным активом норм трудового законодательства в сфере охраны труда во многом способствовало то, что после вступления в силу новой редакции Трудового кодекса были проведены специальные семинары по разъяснению его положений в городах и районах области, организованные при активном участии председателей координационных советов организаций профсоюзов. На семинарах присутствовали профсоюзные активисты, работники кадровых служб, экономисты, бухгалтера. В 2007 году всего было проведено более десяти таких семинаров, охвачено около 1000 слушателей. Во время семинаров все его участники смогли задать вопросы и высказать мнение по той или иной теме.
Для председателей координационных советов организаций профсоюзов Федерацией профсоюзов области ежегодно организуются и проводятся двухдневные семинары, в план которых в обязательном порядке включаются вопросы, направленные на повышение уровня знаний профсоюзного актива в вопросах охраны труда.
Профсоюзному активу оказывается постоянная методическая и консультативная помощь по вопросам охраны труда. Федерацией профсоюзов области, рядом областных организаций профсоюзов издаются и направляются в членские организации листовки, методические пособия по охране труда, в которых содержатся нормативные материалы, рекомендации по организации и порядку проведения общественного контроля. В 2007 году разработан и направлен в членские организации ФПО макет коллективного договора, разработанный с учётом последних изменений, внесенных в Трудовой кодекс РФ. В макете, наряду с другими разделами, разработан раздел «Экологическая безопасность, улучшение условий и охраны труда работников». Для уполномоченных по охране труда, членов комиссий (комитетов) по охране труда, а также для профсоюзного актива, участвующего в расследовании несчастных случаев на производстве разработаны Методические рекомендации по учёту вины работника, получившего травму на производстве, изданы и распространены листовки «Что должен знать работник, получивший травму на производстве». Профсоюзному активу подготовлены и направлены памятки с разъяснением основных положений Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Разработанные областной организацией «Электропрофсоюз» методические рекомендации для уполномоченных были распространены среди организаций других отраслей и многими взяты за основу в практической работе.
При осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, технические инспекторы ФПО, областных организаций профсоюзов не ограничиваются вопросами выявления нарушений в области охраны труда. Ими вскрываются и другие нарушения трудовых прав работников, такие, как: прием на работу без заключения трудовых договоров в письменной форме. Заключенные трудовые договоры в отдельных случаях не соответствуют Трудовому Кодексу РФ ввиду отсутствия в них ряда обязательных условий, в том числе не указываются компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. До сих пор практикуется при приеме на работу заключение срочных трудовых договоров, в случаях, не предусмотренных законом. Такие нарушения имели место в ЗАО «Кремний – Маркетинг», ЗАО «К-Энергомаш», ООО «Швейная фабрика Весна».
В городской и областной межведомственных комиссиях Федерация профсоюзов имеет своего постоянного представителя. Через работу в этих комиссиях мы имеем возможность участвовать в проверках предприятий и организаций независимо от наличия в них профсоюзных организаций, влиять на принимаемые решения в вопросах, касающихся охраны труда.
Для повышения эффективности взаимодействия представителей государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением конституционных прав граждан в сфере трудовых отношений 17 января 2007 года Государственная инспекция труда в Брянской области и Федерация профсоюзов Брянской области заключили соглашение, устанавливающее взаимоотношения при проведении совместных мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для улучшения взаимодействия с органами прокуратуры назрела необходимость подписания Соглашения, подобного Соглашению, заключённому с Государственной инспекцией труда.
Совместную работу по пресечению нарушений трудового законодательства, надо продолжать развивать не только Федерации профсоюзов, но и областным организациям. К сожалению, в большинстве областных организаций отсутствуют технические инспектора труда. На начало года их 5 человек (АПК, образование, машиностроители, Терком, «Электропрофсоюз»). Естественно, что в полном объёме заниматься вопросами охраны труда в таких условиях сложно, но вполне реально. Думаю настала необходимость другим обкомам рассмотреть вопрос о приеме на работу технических и правовых инспекторов на паритетной основе, которые бы обслуживали несколько областных организаций.
В областной организации работников строительства и промстройматериалов продолжает работать внештатная инспекция труда, которую возглавляет Донцов Сергей Харитонович, он же является и внештатным техническим инспектором ЦК профсоюза строителей России. В профсоюзных организациях народного образования и науки работает 35 внештатных технических инспекторов труда.
В газете «Голос профсоюзов» периодически публикуются статьи по вопросам охраны труда. Для выступления с комментариями тех или иных вопросов, касающихся охраны труда, привлекаются государственные инспекторы труда, специалисты ФПО, областных организаций профсоюзов. Областной организацией профсоюза машиностроителей для пропаганды здоровых и безопасных условий труда активно используется многотиражная газета «Машиностроитель». В последнее время всё более активно используется сайт ФПО для освещения вопросов, связанных с охраной труда.
В арсенале профсоюза достаточно средств, которые можно применять в целях защиты трудовых прав работников. Это - принимать непосредственное участие в рассмотрении дел в органах по рассмотрению трудовых споров, выступая в качестве представителей трудовых коллективов, по собственной инициативе обращаться с заявлениями в суды, органы прокуратуры и Гострудинспекцию, проявляя решимость и последовательность в отстаивании законных прав трудовых коллективов, добиваться для них больших гарантий и льгот в сфере труда, используя при этом Трудовой кодекс и Закон о профсоюзах. Главное эти средства применять. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.
Как уже было сказано выше медленными темпами идет аттестация рабочих мест по условиям труда, профкомы забывают включать обязательства работодателя по ее проведению в коллективные договора и соглашения по охране труда. Но не только в этом проблема. Много обращений членов профсоюзов в ФПО, областные организации поступает после ее проведения – от работников, лишенных ранее предоставлявшихся льгот и компенсаций. И причины этих обращений на виду. У нас имеются случаи, когда рабочие места в отопительных котельных, работающих на твердом топливе аттестуются в летний период, гальваников при неработающих ваннах и т.д. Действующим Положением об аттестации рабочих мест по условиям труда в состав аттестационной комиссии рекомендуется включать представителей профсоюзных организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов. И участие в работе комиссий ни в коем случае не может сводиться к формальному подписанию результатов, проведение любых инструментальных замеров должно проводиться в присутствии профактива и при реальной обстановке на рабочем месте.
Не возможно проводить работу в вышеуказанных направлениях деятельности, без обеспечения работодателями ее финансирования. Определенные Трудовым кодексом РФ и областным трехсторонним соглашением размеры финансирования соответственно не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а для учреждений бюджетной сферы 0,2 процента от сметы расходов на их содержание, представляют собой минимальный уровень, который для большинства видов экономической деятельности мал и не позволяет проводить качественную работу по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Поэтому при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров необходимо пересматривать размеры финансирования исходя из конкретных условий труда, в сторону их увеличения. Однако некоторые председатели профсоюзных комитетов «входят в положение» руководства, занимают соглашательскую позицию, не проявляя должной настойчивости в данном вопросе.
Говоря, о финансировании мероприятий по охране труда, есть необходимость напомнить о возможности использования средств Фонда социального страхования на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Роль профсоюзов в этой работе - проведение разъяснительной работы. Однако многие работодатели, специалисты служб охраны труда не принимают мер по использованию этих средств. Не лучше обстоит дело с проведением углубленных медицинских осмотров работников. И все это происходит на фоне, участившихся разговоров о тяжелом финансовом положении организаций и возникающих из-за этого трудностей при проведении мероприятий по охране труда. При этом использование средств выделяемых на профилактику Фондом социального страхования зачастую игнорируется. Представителям профсоюзов нельзя устраняться от работы в данном направлении, необходимо проводить полномасштабное информирование работодателей и должностных лиц организаций, а возможно и оказывать необходимую помощь при подготовке соответствующей документации.
По информации Брянского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в 2008 году на проведение углубленных медосмотров будет направлено 13 497 400 рублей, что позволит обследовать 21700 работников вредных производств и эти средства надо использовать полностью, а так же предусмотреть в колдоговорах предоставлять оплачиваемое время для прохождения углубленного медосмотра. И нельзя ни в коем случае подменять эти медосмотры периодическими медосмотрами.
Мы знаем свои недоработки и трудно решаемые вопросы, трезво и самокритично оцениваем свой вклад в защиту прав работников на охрану труда, продолжаем совершенствовать эту работу, но все это происходит слишком медленно. Решение задач создания безопасных и здоровых условий труда, предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности должно стать приоритетным направлением работы для профсоюзных организаций всех уровней не на словах, а на деле.
Без тесного взаимодействия органов исполнительной власти области, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов эту задачу не решить.
Спасибо за внимание.