В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ

В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ

ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН УКРАИНЫ:
ОСОБЕННОСТИ, ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Поиск работы может быть осуществлен через центры занятости населения области или информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России»  http://trudvsem.ru/ 

Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
- временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающие в РФ, то есть получившие вид на жительство;
- временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно или постоянно проживающие в РФ иностранные граждане:
Временно проживающим в России иностранцем считается гражданин, получивший разрешение на временное проживание (далее также - РВП), постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство (ВНЖ) (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
Для привлечения к труду иностранца, имеющего РВП или ВНЖ, работодателю нет необходимости получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а работнику - разрешение на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). При этом временно проживающий в России иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, в котором ему выдано РВП, а для постоянно проживающих иностранцев таких ограничений нет (п.п. 4.2, 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Временно пребывающие в РФ:
Согласно ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Организация, принимающая на работу иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе использовать труд иностранцев без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ), однако работникам необходимо иметь разрешения на работу (п. 4 ст. 13, ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ), полученные в порядке, установленном действующим законодательством.
Прием на работу граждан Украины осуществляется по правилам российского законодательства. При этом существуют некоторые особенности, которые работодатель должен учитывать при приеме на работу украинца.
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, в том числе:
1) постоянно или временно проживает в Российской Федерации;
2) является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) признан беженцем на территории Российской Федерации, - до утраты им статуса беженца или лишения его статуса беженца;
4) получил временное убежище на территории Российской Федерации - до утраты им временного убежища или лишения его временного убежища
и др.
В случаях, не предусмотренных п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, иностранные граждане обязаны оформить патент для осуществления трудовой деятельности.

Какие документы нужны для приема на работу граждан Украины

Прием на работу граждан Украины осуществляется в том же порядке, что и прием на работу граждан Российской Федерации. Для этого они должны представить работодателю стандартный перечень документов (ст. 65 ТК РФ):
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
Для беженца таким документом является удостоверение беженца. Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год). Для иностранца, который получил временное убежище, документом, удостоверяющим личность, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Оно выдается на срок до одного года. Национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, остаются на хранении в ФМС России (его территориальном органе), поэтому не предъявляются работодателю;
2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства
В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку;
3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию;
4) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу
При приеме на работу у гражданина Украины нет необходимости требовать документы воинского учета, поскольку до получения гражданства они не являются военнообязанными (п.1 ст. 15 Закона № 115-ФЗ);
5) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки
Если документ об образовании оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа;
6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении па работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений и др.


В соответствии с п.8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Яндекс.Метрика
Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее