РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ КРУГЛОГО СТОЛА
проект
РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам круглого стола «Сохранение жизни и здоровья работников – общая задача всех сторон социального партнёрства», прошедшего в рамках областной акции «Сделаем свой труд безопасным»
5 апреля 2013 года г. Брянск
Создание эффективной системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности – основа социально-экономического развития страны и региона. На начало 2012 г. в области в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим условиям труда, было занято 24,4 % работников от общей численности работников организаций, охваченных статистическим наблюдением, а 34 % работающих был установлен хотя бы один вид компенсаций. На предприятиях и в организациях Брянской области в 2012 г. произошло 4 групповых несчастных случая, при которых погибло 4 работника, 14 несчастных случаев со смертельным исходом и 50 тяжелых несчастных случаев на производстве.
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве произошло по причинам неудовлетворительной организации производства работ и эксплуатации неисправных машин, механизмов и оборудования.
Случаи тяжёлого травматизма отмечены в обрабатывающих производствах, в строительстве, в сельском и лесном хозяйстве.
Сегодня каждый 5 работник получает оплату труда в повышенном размере, в связи с работой во вредных условиях труда.
Работа в условиях, не отвечающих санитарным нормам, способствует возникновению и профессиональных заболеваний.
Неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены старением и износом основных производственных фондов и технологического оборудования, отсутствием необходимых экономических условий по их перевооружению и модернизации, недостаточным финансированием мероприятий по охране труда.
На формирование негативных тенденций в состоянии здоровья работающего населения влияют разрушение системы медико-профилактического обеспечения работников, потеря управляемости охраной труда и экологической безопасностью федеральными органами исполнительной власти, недостаточная эффективность надзора и контроля.
Недостаточно решаются задачи по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, реабилитации пострадавших на производстве. Остаются низкими исполнительская дисциплина работодателей всех уровней, уровень знаний законодательства об охране труда.
Профсоюзы и их объединения ещё не в полной мере используют права, предоставленные Трудовым кодексом Российской Федерации в осуществлении общественного контроля за реализацией законодательства по охране труда.
Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования системы управления охраной труда, переход от реагирования на страховые случаи к управлению профессиональными рисками повреждения здоровья работников.
Отмечая напряженность ситуации в сфере охраны труда, основываясь на необходимости повсеместного обеспечения условий и охраны труда работников и защиты окружающей среды, участники круглого стола рассматривают в качестве приоритетов следующие задачи:
• формирование действенных механизмов защиты работников от сложных сочетаний профессиональных, экологических и природно-климатических рисков;
• широкое внедрение системного подхода к организации работ по обеспечению безопасности труда;
• создание системы мониторинга и аналитической обработки данных о медико-демографических и социально-экономических последствиях производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости работников;
• разработка механизмов экономического стимулирования работодателей к проведению мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте, сокращению и ликвидации рабочих мест с вредными и (или) опасными производственными факторами, обновлению основных производственных фондов и технологического оборудования, включающие меры по совершенствованию налогообложения организаций;
• формирование механизма повышения мотивации работников к соблюдению норм и правил охраны труда и здоровому образу жизни;
• построение эффективной системы информирования, консультирования и обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками.
Участники круглого стола считают необходимым рекомендовать:
1. Работодателям и профсоюзным организациям предприятий, организаций области:
1.1. Усилить внимание к вопросам охраны труда и промышленной безопасности, профилактике производственного травматизма;
1.2. Проанализировать состояние дел по охране труда в каждой организации, принять меры по улучшению работы по охране труда в соответствии с трудовым законодательством;
1.3. Не допускать снижения внимания к обеспечению безопасных условий труда, включая обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
1.4. Обеспечить исполнение требований статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации по созданию служб охраны труда – введение должности специалиста по охране труда в организациях с численностью свыше 50 работающих;
1.5. Активизировать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
1.6. Обеспечить проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами с охватом 100 % работников;
1.7. Обеспечить ежегодное проведение в рамках Всемирного дня охраны труда (28 апреля) «месячников» и «дней охраны труда», смотров, конкурсов, выставок средств индивидуальной защиты, выпуск плакатов и других средств наглядной агитации, призывающих оберегать здоровье и жизнь работников на рабочих местах.
2. Органам исполнительной власти области и органам местного самоуправления:
2.1. Широко информировать о проведении Всемирного дня охраны труда в средствах массовой информации;
2.2. Оказывать методическую помощь работодателям по организации работ в сфере охраны труда в соответствии с действующими государственными нормативными требованиями;
2.3. Обеспечивать организацию проведения обучения и проверки знаний требований охраны, аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществление государственной экспертизы условий труда.
3. Органам местного самоуправления области:
3.1. Активизировать деятельность районных (городских) межведомственных комиссий по охране труда;
3.2. Организовать проведение мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда (28 апреля): семинаров, конкурсов, круглых столов, заседаний комиссий по вопросам охраны труда с участием представителей территориальных органов надзора и контроля, координационных советов профсоюзов муниципальных образований, специалистов по охране труда и их освещение в средствах массовой информации;
3.3. Проводить разъяснительную работу среди работодателей, особенно, организаций среднего бизнеса и малого предпринимательства о необходимости обеспечения надлежащих условий труда работникам, социальной ответственности бизнеса за обеспечение охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда.
4. Профсоюзным организациям области:
4.1. Активизировать деятельность по осуществлению общественного контроля и заключению коллективных договоров и соглашений, обеспечивающих реализацию мер по обеспечению безопасных условий труда, реализации имеющихся полномочий по защите трудовых прав работников;
4.2. Федерации профсоюзов Брянской области, областным отраслевым организациям профсоюзов ежегодно проводить круглые столы, семинары, совещания по методике и практике реализации права профсоюзов по контролю за соблюдением прав работников в сфере охраны труда и экологии;
4.3. Инициировать рассмотрение комиссиями по охране труда всех уровней вопросов состояния и перспектив аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Брянской области;
4.4. Добиваться безусловного выполнения работодателями обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, созданию здоровых условий труда на рабочих местах и необходимого медицинского обслуживания с целью профилактики профессиональных заболеваний и сохранения здоровья работников;
4.5. Продолжить совершенствование сотрудничества профессиональных союзов с органами государственного надзора и контроля по соблюдению трудовых прав работников в области охраны труда.