ЗНАКИ ВРЕМЕНИ
Полгода позади. А начинался год, напомним, с VII съезда ФНПР, расставившего “верстовые столбы» профсоюзной пятилетки. Профсоюзную позицию сразу по нескольким пунктам открыто поддержал на съезде премьер-министр В.В. Путин, в том числе - по поводу отношения к 60-часовой рабочей неделе.
Ну, а важнейшей политической инициативой года, даже последнего пятилетия председатель ФНПР М.В.Шмаков назвал идею создания Общероссийского народного фронта, широко поддержанную профсоюзами. Следует напомнить на каком общественно-политическом, социальном фоне происходит модернизация российской политической жизни. Попробуем в этом небольшом тексте аккумулировать профсоюзное видение основных социально-трудовых проблем, еще раз обозначить вызовы, полученные профсоюзами за последнее время, вкратце напомнить о проведенных ими кампаниях солидарности, знаковых официальных заявлениях.
Год 2011-й, вероятно, войдет в историю как год массовых вбросов в общественное сознание революционных попыток перекроить Трудовой Кодекс. В самой высказанной Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) идее просматриваются два плана. Передний – требование под предлогом повышения производительности труда узаконить с согласия работника увеличенную продолжительность рабочей недели до 60 часов вместо 40. Причем без доплат.
В настоящее время правом трудиться по 12 часов в день пользуются всего 5 процентов работников. Если принять поправки «по Прохорову», то их доля вырастет до половины. Вообще, 8-часовой рабочий день – признак либеральных трудовых отношений, принадлежность цивилизованного общества. Получается, нас опять вежливо приглашают в средневековье. Профсоюзы, в том числе официальные представители ФНПР, не раз высказывали резко отрицательное отношение к попыткам изменить Трудовой Кодекс. «Шагом к развязыванию социальной войны» назвал в отчётном докладе съезда ФНПР М.В.Шмаков идеи, высказанные РСПП и господином Прохоровым. «Профсоюзы будут бороться против попыток под различными предлогами сверхэксплуатации наемного труда, за трудовые отношения в рамках трудового законодательства без каких-либо исключений…» - говорится в программном документе съезда «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны».
Специальное заявление от имени делегатов отчетно-выборной конференции сделала и Федерация профсоюзов области.
Чуть позади, на втором плане, стоят предложения более активного внедрения срочных трудовых договоров, упрощения процедуры увольнения работников по инициативе работодателя. То есть навязываются чисто феодальные трудовые отношения, при которых хозяин (землевладелец, предприниматель и т.д.) формально становится собственником не только средств производства, но и трудовых ресурсов, при этом здорово экономя на фондах оплаты труда. Что же касается согласия работника, то оно превращается в пустую формальность и легко добывается… вы знаете, как.
Социально-трудовая проблематика как-то вдруг заинтересовала и мало кому известные прежде научные институты, называемые иначе - «экспертные сообщества». Институт современного развития, Центр стратегических разработок опубликовали доклады, в которых, по сути, оправдывается сверхэксплуатация российских трудящихся. ФНПР, многие ее членские организации потребовали отозвать доклады и прекратить попытки обустройства страны в интересах олигархии.
Отдельная тема – заемный труд. Иначе – аренда (лизинг) трудовых ресурсов, когда трудящиеся набираются на работу исключительно «под заказ» через коммерческие кадровые агентства с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны. Наемный работник в этом случае выпадает из сферы действия трудового законодательства. Заемный труд позволяет предприятиям- пользователям быстро замещать отсутствующих сотрудников, тасовать людей словно карты, оптимизировать затраты на персонал.
Эта форма отношений позволяет бизнесу экономить на социальных налогах, держать в узде работников. Профсоюзы также остаются в этом случае в стороне – непонятно, к примеру, с кем заключать коллективный договор, перед кем отстаивать права трудящихся. Поэтому в Госдуму был внесен законопроект Исаева – Тарасенко о запрете заемного труда, а профсоюзами проведена кампания солидарности в его поддержку. К ней присоединилась и Федерация профсоюзов Брянской области.
Государственная Дума уже приняла законопроект в первом чтении. Он направлен против уклонения работодателей от заключения трудовых договоров через необоснованный перевод работников на гражданско-правовые договоры и через использование заемного труда. Законопроектом предлагается на российском рынке труда запретить оказание такого рода услуг для организаций и индивидуальных предпринимателей.
За прошедшее полугодие часто можно было слышать с различных площадок мысль, что от проводимых преобразований выигрывает только бизнес. Так было и с высказанной бизнес-сообществом позицией по размерам ставок страховых взносов, перечисляемых работодателями во внебюджетные фонды (пенсионный, фонд социального страхования и т.д.) Существуют проблемы с наполняемостью бюджетов этих фондов, откуда гражданам выплачиваются пенсии и социальные пособия, финансируются важнейшие медицинские услуги.
ФНПР высказывается за сохранение уровня страховых выплат наемным работникам, настаивает на участии профсоюзов в обсуждении вопросов, касающихся установления ставок социальных налогов. Вместе с тем существующая ситуация с уплатой бизнесом социальных налогов очень неоднозначная. Тяжким бременем легли высокие взносы на бюджеты малых и средних предприятий, крепко ударив по их финансам. Поэтому Президент РФ Д.А.Медведев поручил правительству тщательно проработать этот вопрос. Нужно выбрать один из вариантов снижения ставки страховых взносов, в том числе их дифференциацию по видам предприятий (подробнее см. «Голос профсоюзов» № 24 за 16 июня с.г.) К сожалению, на практике средства, вырученные от снижения налогов, оптимизации штатов и т.д. трансформируются в доход работодателей. Хотя должны, по идее, вкладываться в модернизацию производства, улучшение уровня жизни трудящихся.
Вот мы и подошли к ключевой для профсоюзов теме – заработной платы. С 1 июня на 6, 5% увеличен МРОТ и проиндексирована заработная плата работникам бюджетной сферы, финансируемым из федерального бюджета. В Брянской области нормативный акт по проведению аналогичной индексации отсутствует. Вместе с тем необходимость поэтапного повышения уровня зарплаты бюджетников прописана в трехстороннем соглашении между работодателями, профсоюзами и органами исполнительной власти ЦФО. Вернуться к вопросу индексации областные финансисты обещали по итогам исполнения бюджета в первом полугодии. Вопрос вынесен на сентябрьское заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Следует напомнить, что последний раз заработная плата в бюджетной сфере Брянщины индексировалась в декабре 2010 года – на 10%, а до этого ее не поднимали с начала 2008 года. Поэтому 10%-ное повышение лишь «догнало» инфляцию, но реальная зарплата, и соответственно – уровень жизни брянских педагогов, медиков, культработников, других бюджетников остались прежними.
Жизненно важные вопросы, в том числе и «зарплатные», ставят перед исполнительной властью, представителем Президента в ЦФО и профсоюзы других регионов. Вот несколько примеров:
Ивановская область:
- индексация зарплат в бюджетной сфере;
- прогрессивная шкала налогообложения.
Рязанская область:
- установление тарифов на услуги ЖКХ – один раз в год и не более 15% от совокупного дохода семьи
Тульская область:
- необоснованные корректировки Министерством обороны РФ гособоронзаказа в сторону снижения
Курская область:
- защита материальных прав работников в случае банкротства предприятия;
- сдерживание цен на автомобильное топливо и т.д.
Как видим, проблемы у всех общие. На Брянщине они усугубляются комплексными последствиями чернобыльской беды, вызвавшей отток населения, закрытие производств, социальную апатию, ухудшение здоровья жителей пострадавших территорий. В специальном заявлении Федерации профсоюзов области в связи с 25-летием аварии на ЧАЭС обозначены ключевые проблемы: здоровье населения, социальная защита жителей «чернобыльских» районов области и ликвидаторов аварии, экономические трудности предприятий юго-запада области со сбытом продукции, кадровый голод и прочее. Отдельно в заявлении обозначена проблема обеспечения бесплатными лекарствами и льготными путевками населения, присвоения статуса ветерана труда всем, кто отработал в зоне отселения не менее 20 лет. Заявление направлено в органы федеральной власти. Получен ответ из Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздравсоцразвития РФ. Процитируем небольшую часть письма:
«Ваше мнение по вопросу усиления контроля и внимания государства к проблемам территорий и граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, будет принято во внимание при разработке нормативно-правовых актов, касающихся охраны здоровья населения. Благодарим вас за внимание к вопросам общественного здоровья и организации здравоохранения, активную гражданскую позицию!»
Федерация профсоюзов области внесла свои предложения в обсуждаемый сейчас законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Фактически он отражает только одну составляющую - условия оказания медпомощи, нормы же, отражающие вторую составляющую (охрана здоровья граждан, профилактика заболеваемости), не отображены. По мнению специалистов ФПБО, статья 4 законопроекта не отражает принцип бесплатности медицинской помощи, закрепленный Конституцией РФ. Ряд высказанных предложений касаются полномочий федеральных органов в сфере охраны здоровья граждан.
Таким образом, профсоюзы России к выборам в Государственную Думу и последующим – президентским подходят с комплексом задач, сформулированных VII съездом ФНПР, высказанных в его программных документах. Приоритет прежний – социальное благополучие людей труда. Думается, участие профсоюзов в широкой коалиции сил позволит использовать общественные площадки созданного «Народного фронта» для эффективного решения профсоюзных задач по защите прав и интересов людей труда.
Ну, а важнейшей политической инициативой года, даже последнего пятилетия председатель ФНПР М.В.Шмаков назвал идею создания Общероссийского народного фронта, широко поддержанную профсоюзами. Следует напомнить на каком общественно-политическом, социальном фоне происходит модернизация российской политической жизни. Попробуем в этом небольшом тексте аккумулировать профсоюзное видение основных социально-трудовых проблем, еще раз обозначить вызовы, полученные профсоюзами за последнее время, вкратце напомнить о проведенных ими кампаниях солидарности, знаковых официальных заявлениях.
Год 2011-й, вероятно, войдет в историю как год массовых вбросов в общественное сознание революционных попыток перекроить Трудовой Кодекс. В самой высказанной Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) идее просматриваются два плана. Передний – требование под предлогом повышения производительности труда узаконить с согласия работника увеличенную продолжительность рабочей недели до 60 часов вместо 40. Причем без доплат.
В настоящее время правом трудиться по 12 часов в день пользуются всего 5 процентов работников. Если принять поправки «по Прохорову», то их доля вырастет до половины. Вообще, 8-часовой рабочий день – признак либеральных трудовых отношений, принадлежность цивилизованного общества. Получается, нас опять вежливо приглашают в средневековье. Профсоюзы, в том числе официальные представители ФНПР, не раз высказывали резко отрицательное отношение к попыткам изменить Трудовой Кодекс. «Шагом к развязыванию социальной войны» назвал в отчётном докладе съезда ФНПР М.В.Шмаков идеи, высказанные РСПП и господином Прохоровым. «Профсоюзы будут бороться против попыток под различными предлогами сверхэксплуатации наемного труда, за трудовые отношения в рамках трудового законодательства без каких-либо исключений…» - говорится в программном документе съезда «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны».
Специальное заявление от имени делегатов отчетно-выборной конференции сделала и Федерация профсоюзов области.
Чуть позади, на втором плане, стоят предложения более активного внедрения срочных трудовых договоров, упрощения процедуры увольнения работников по инициативе работодателя. То есть навязываются чисто феодальные трудовые отношения, при которых хозяин (землевладелец, предприниматель и т.д.) формально становится собственником не только средств производства, но и трудовых ресурсов, при этом здорово экономя на фондах оплаты труда. Что же касается согласия работника, то оно превращается в пустую формальность и легко добывается… вы знаете, как.
Социально-трудовая проблематика как-то вдруг заинтересовала и мало кому известные прежде научные институты, называемые иначе - «экспертные сообщества». Институт современного развития, Центр стратегических разработок опубликовали доклады, в которых, по сути, оправдывается сверхэксплуатация российских трудящихся. ФНПР, многие ее членские организации потребовали отозвать доклады и прекратить попытки обустройства страны в интересах олигархии.
Отдельная тема – заемный труд. Иначе – аренда (лизинг) трудовых ресурсов, когда трудящиеся набираются на работу исключительно «под заказ» через коммерческие кадровые агентства с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны. Наемный работник в этом случае выпадает из сферы действия трудового законодательства. Заемный труд позволяет предприятиям- пользователям быстро замещать отсутствующих сотрудников, тасовать людей словно карты, оптимизировать затраты на персонал.
Эта форма отношений позволяет бизнесу экономить на социальных налогах, держать в узде работников. Профсоюзы также остаются в этом случае в стороне – непонятно, к примеру, с кем заключать коллективный договор, перед кем отстаивать права трудящихся. Поэтому в Госдуму был внесен законопроект Исаева – Тарасенко о запрете заемного труда, а профсоюзами проведена кампания солидарности в его поддержку. К ней присоединилась и Федерация профсоюзов Брянской области.
Государственная Дума уже приняла законопроект в первом чтении. Он направлен против уклонения работодателей от заключения трудовых договоров через необоснованный перевод работников на гражданско-правовые договоры и через использование заемного труда. Законопроектом предлагается на российском рынке труда запретить оказание такого рода услуг для организаций и индивидуальных предпринимателей.
За прошедшее полугодие часто можно было слышать с различных площадок мысль, что от проводимых преобразований выигрывает только бизнес. Так было и с высказанной бизнес-сообществом позицией по размерам ставок страховых взносов, перечисляемых работодателями во внебюджетные фонды (пенсионный, фонд социального страхования и т.д.) Существуют проблемы с наполняемостью бюджетов этих фондов, откуда гражданам выплачиваются пенсии и социальные пособия, финансируются важнейшие медицинские услуги.
ФНПР высказывается за сохранение уровня страховых выплат наемным работникам, настаивает на участии профсоюзов в обсуждении вопросов, касающихся установления ставок социальных налогов. Вместе с тем существующая ситуация с уплатой бизнесом социальных налогов очень неоднозначная. Тяжким бременем легли высокие взносы на бюджеты малых и средних предприятий, крепко ударив по их финансам. Поэтому Президент РФ Д.А.Медведев поручил правительству тщательно проработать этот вопрос. Нужно выбрать один из вариантов снижения ставки страховых взносов, в том числе их дифференциацию по видам предприятий (подробнее см. «Голос профсоюзов» № 24 за 16 июня с.г.) К сожалению, на практике средства, вырученные от снижения налогов, оптимизации штатов и т.д. трансформируются в доход работодателей. Хотя должны, по идее, вкладываться в модернизацию производства, улучшение уровня жизни трудящихся.
Вот мы и подошли к ключевой для профсоюзов теме – заработной платы. С 1 июня на 6, 5% увеличен МРОТ и проиндексирована заработная плата работникам бюджетной сферы, финансируемым из федерального бюджета. В Брянской области нормативный акт по проведению аналогичной индексации отсутствует. Вместе с тем необходимость поэтапного повышения уровня зарплаты бюджетников прописана в трехстороннем соглашении между работодателями, профсоюзами и органами исполнительной власти ЦФО. Вернуться к вопросу индексации областные финансисты обещали по итогам исполнения бюджета в первом полугодии. Вопрос вынесен на сентябрьское заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Следует напомнить, что последний раз заработная плата в бюджетной сфере Брянщины индексировалась в декабре 2010 года – на 10%, а до этого ее не поднимали с начала 2008 года. Поэтому 10%-ное повышение лишь «догнало» инфляцию, но реальная зарплата, и соответственно – уровень жизни брянских педагогов, медиков, культработников, других бюджетников остались прежними.
Жизненно важные вопросы, в том числе и «зарплатные», ставят перед исполнительной властью, представителем Президента в ЦФО и профсоюзы других регионов. Вот несколько примеров:
Ивановская область:
- индексация зарплат в бюджетной сфере;
- прогрессивная шкала налогообложения.
Рязанская область:
- установление тарифов на услуги ЖКХ – один раз в год и не более 15% от совокупного дохода семьи
Тульская область:
- необоснованные корректировки Министерством обороны РФ гособоронзаказа в сторону снижения
Курская область:
- защита материальных прав работников в случае банкротства предприятия;
- сдерживание цен на автомобильное топливо и т.д.
Как видим, проблемы у всех общие. На Брянщине они усугубляются комплексными последствиями чернобыльской беды, вызвавшей отток населения, закрытие производств, социальную апатию, ухудшение здоровья жителей пострадавших территорий. В специальном заявлении Федерации профсоюзов области в связи с 25-летием аварии на ЧАЭС обозначены ключевые проблемы: здоровье населения, социальная защита жителей «чернобыльских» районов области и ликвидаторов аварии, экономические трудности предприятий юго-запада области со сбытом продукции, кадровый голод и прочее. Отдельно в заявлении обозначена проблема обеспечения бесплатными лекарствами и льготными путевками населения, присвоения статуса ветерана труда всем, кто отработал в зоне отселения не менее 20 лет. Заявление направлено в органы федеральной власти. Получен ответ из Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздравсоцразвития РФ. Процитируем небольшую часть письма:
«Ваше мнение по вопросу усиления контроля и внимания государства к проблемам территорий и граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, будет принято во внимание при разработке нормативно-правовых актов, касающихся охраны здоровья населения. Благодарим вас за внимание к вопросам общественного здоровья и организации здравоохранения, активную гражданскую позицию!»
Федерация профсоюзов области внесла свои предложения в обсуждаемый сейчас законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Фактически он отражает только одну составляющую - условия оказания медпомощи, нормы же, отражающие вторую составляющую (охрана здоровья граждан, профилактика заболеваемости), не отображены. По мнению специалистов ФПБО, статья 4 законопроекта не отражает принцип бесплатности медицинской помощи, закрепленный Конституцией РФ. Ряд высказанных предложений касаются полномочий федеральных органов в сфере охраны здоровья граждан.
Таким образом, профсоюзы России к выборам в Государственную Думу и последующим – президентским подходят с комплексом задач, сформулированных VII съездом ФНПР, высказанных в его программных документах. Приоритет прежний – социальное благополучие людей труда. Думается, участие профсоюзов в широкой коалиции сил позволит использовать общественные площадки созданного «Народного фронта» для эффективного решения профсоюзных задач по защите прав и интересов людей труда.
Пресс-центр ФПБО