ЗАЛОЖНИКИ БЮДЖЕТОВ
Таковыми считают себя учителя, медики и работники культуры. Это ещё раз прозвучало на встрече профактива с руководством области и Брянска, которая состоялась 10 ноября в рамкахтретьего этапа Всероссийской акции профсоюзов работников непроизводственной сферы. Еще 17 сентября совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы принял решение о проведении коллективных действий под девизом: «Бюджетникам страны – достойную зарплату». Первый её этап состоялся 7 октября. В этот день прошла встреча руководителей областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения, культуры, государственных учреждений и общественного обслуживания с заместителями губернатора Александром Николаевичем Макаровым и Еленой Ивановной Локтиковой. А 28 октября в Москве состоялось пикетирование Государственной Думы РФ. В нем приняли участие представители регионов, участники расширенного заседания совета Ассоциации. Нашу область представляли Анна Ивановна Голубева и Александр Михайлович Яковлев.
Вынужденная мера
- Сегодня мы проводим третий этап акции, - сказал, открывая встречу, председатель Федерации профсоюзов Брянщины Михаил Михайлович Балабко. - Так как назрела необходимостью ещё раз обратить внимание властей всех уровней на проблемы работников бюджетной сферы, уровень зарплаты которых остается крайне низким и требует индексации согласно 134 статье Трудового кодекса РФ. Ведь, ориентируясь на бюджетников, работодатели других отраслей экономики пытаются отказаться от индексации заработной платы своим работникам. Вместо этого они предлагают увеличить интенсивность труда на морально устаревшем оборудовании, перейти на 60-часовую рабочую неделю.
Затем слово было предоставлено председателю областной организации профсоюза работников народного образования и науки, областного совета Ассоциации работников непроизводственной сферы Анне Ивановне Голубевой:
- В последние годы между профсоюзами и администрацией области, облдумой сложились конструктивные партнерские отношения. Благодаря этому оперативно решаются многие возникающие проблемы. Однако нынешняя акция – мера вынужденная. Так как по тем вопросам, с которыми мы неоднократно обращались к федеральным и региональным властям, решение так и не было принято. Анна Ивановна назвала требования профсоюзов: к федеральным органам власти.
Первое и основное – индексация заработной платы. На федеральном уровне её не было с декабря 2008 года. Между тем, по Трудовому кодексу индексация должна проводиться в связи с ростом потребительских цен и тарифов. За это время цены и тарифы росли, а заработная плата оставалась прежней. В планах правительства индексация предусмотрена в бюджете 2011 года с 1 июня на 6,5% , по последующим двум годам размер её не определен.
Эксперты подсчитали, что сегодня соотношение заработной платы работников организаций бюджетной сферы где-то к средней заработной плате в экономике колеблется в пределах 63-65 процентов. Если не будет ответствующей индексации, то это соотношение снизится до 53 процентов.
Следующее требование – это повышение стипендий студентам. Сегодня базовая составляет 1100 руб. К сожалению, не у всех высших учебных заведений есть возможность выплачивать стипендии в повышенном размере.
Профсоюзы требуют внести изменения и дополнения в ТК РФ, которые уточняли бы понятие и смысл МРОТ. Сегодня получается так: сначала работнику насчитывают всю его заработную плату, повышающие коэффициенты, компенсационные выплаты, оплату за совмещение и т.д. и только в том случае, если эта сумма оказывается меньше 4330 рублей, производят доплату до неё. В итоге люди отказываются от замен и совмещений. Еще один очень важный момент. Отношения между МРОТ и тем уровнем оплаты труда, который сегодня есть в наших отраслях, как бы стирает границы между оплатой труда квалифицированных специалистов и обслуживающего персонала.
Считаем, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера должны быть за пределами МРОТ.
Анна Ивановна обратилась с трибуны к присутствовавшему на встрече депутату Государственной Думы РФ от Брянщины Андрею Ивановичу Бочарову с просьбой выйти в законодательный орган страны с инициативой об уточнении смысла и понятия МРОТ.
Людей тревожит сегодня и то, что в ходе разграничения полномочий между органами федеральной, региональной и муниципальной власти, между этими субъектами произошло разделение и полномочий по установлению системы оплаты труда и решению проблем, связанных с этим. В итоге каждая территория, каждое муниципальное образование может иметь свою систему оплаты труда. Мы выступаем за то, что должен стимулироваться труд качественный, высокоэффективный, результативный и т.д. Но начальная ставка или должностной оклад для работников одинаковой квалификации должны быть одинаковы для всех и установлены на федеральном уровне. Единая тарифная сетка играла такую роль.
к властям региональным
Начинается не особо подготовленное и форсирование введение и реализация 83-го Федерального закона, который изменяет правовые формы бюджетных учреждений. Предусмотрено, что бюджетные учреждения будут поделены на казенные, бюджетные и автономные. В этой ситуации беспокоит, в каком объеме будут выделяться средства на реализацию государственных и муниципальных заданий, как будут учитываться все расходы. Практика организаций, которые за этот год перешли в автономию, показала, что от финансирования зависит многое. Если учреждению заведомо не выдается необходимое нормативное количество средств на реализацию поставленных целей, возникает вопрос, как заработать деньги. По этому поводу сегодня идут дискуссии. При выходе закона активно обсуждался вопрос, а станут ли платными образование, здравоохранение и культура? Сегодня нам говорят о том, что есть учебные базовые планы, стандарт предоставления услуг. Но если на реализацию государственного и муниципального задания учреждениям отраслей не будет выделено достаточно средств, они будут вынуждены искать дополнительные ресурсы. Мы предлагаем, как и при введение новой системы оплаты труда, определить пилотные площадки (районы, отдельные учреждения социальной сферы), на которых все неясные моменты по реализации 83-го закона будут отработаны. Как это было сделано при введении новой системы оплаты труда. Опыт Дятьковского и Жуковского районов снял многие вопросы.
Нельзя назвать обоснованным заявление руководителей финуправления области о том, что переход на новую систему оплаты труда не требует дополнительного финансирования. Да, в протоколе, который мы подписали 7 октября, администрация взяла на себя обязательства о том, что с 1 декабря будут увеличены фонды оплаты труда работников областных учреждений образования, здравоохранения, культуры, соцслужб. Но мы считаем: в связи с переходом на новую систему должен быть увеличен и фонд оплаты труда в дошкольных учреждениях.
Многих сегодня волнуют вопросы, связанные с оптимизацией сети, численности работников. Главная мысль, которую проводят и финансисты, и все, кто связан с оптимизацией сети образовательных учреждений и культуры и здравоохранения, заключается в том, что надо укладываться в нормативы, установленные на федеральном уровне, и сокращать неэффективные расходы. Но как это сделать, когда две трети сельских школ области являются малокомплектными? Если строго придерживаться нормативов, то сегодня надо сократить ровно половину учителей и половину обслуживающего персонала. Понятно, есть аварийные здания, учреждения с низкой наполняемостью, есть школы, в которые сегодня не пришел ни один ученик, их, возможно, и надо закрыть. И все-таки, любые изменения, любая оптимизация, структурные перемены должны быть обоснованы, разумны, и проводиться с соблюдением законодательств.
Кстати, об этих же требованиях шла речь и на пресс-конференции руководителей областных организаций профсоюзов, состоявшейся до встречи.
Отвечать за все регионы, за всех людей…
Беспокойство за будущее образования, медицины, культуры звучало и в выступлениях председателей профсоюзных организаций средней школы №32 г. Брянска Татьяны Станиславовны Рожковой, Брянской городской больницы №2 Эмилии Владимировны Самедовой, станции юных туристов Володарского района областного центра Веры Владимировны Умеренковой, председателя организации профсоюза работников народного образования и науки Советского района Брянска Татьяны Ивановны Ивашечкиной и директора детской школы искусств поселка Дарковичи Брянского района Людмилы Викторовны Алёхиной.
Причем звучало очень эмоционально: «Искусство – зов души. Но, если идти на этот зов, можно зайти в нищету», «Когда возникают в стране экстремальные ситуации, деньги находятся. Но для учителей, медиков, тружеников культуры, пребывающих из-за унизительно низких зарплат в состоянии постоянного стресса, - денег нет», «Нам надоело быть заложниками регионального бюджета», «Если Россия – единая, то должна нести ответственность за жизнь людей во все регионах», «С таким МРОТом никто не хочет выполнять дополнительные обязанности и трудиться фактически бесплатно..."
Надо быть реалистами
Губернатор Николай Васильевич Денин высказался однозначно за повышение зарплаты бюджетникам. Но, как и за счет какого источника финансирования это сделать?
- Можно до бесконечности обсуждать действия правительства и президента, региональной власти. Дело в другом, оптимизация – необходимость. Брянская область сегодня находится на 4-ом месте по неэффективным тратам в образовании. У нас на 125 тысяч учеников приходится 30 тысяч учителей. При таком же количестве учеников и школ во Владимирской, Тульской, Тверской областях учителей на 9,10,7 тысяч меньше. Но проводить оптимизацию ради неё самой тоже нельзя. Каждую ситуацию надо рассматривать конкретно. Чтобы не пострадал человек. Мы не должны прийти к тому, что случилось в дошкольном образовании: число детей растет, а детских садов не хватает. И это уже общегосударственная проблема. Для ребят, которые завтра, послезавтра придут в школу, должны быть учебные места.
Увеличение зарплаты на Брянщине для всех учреждений здравоохранения, культуры, соцработников, областных учреждений образования произойдет на 10 процентов с 1 декабря этого года. Ещё на 10 процентов зарплаты бюджетников подрастут в 2011 году с сохранение всех существующих льгот. Но и от оптимизации нам никуда не уйти.
Что же касается 83-го Федерального закона, то в нем нет положения о том, что за обучение ребенка родители должны будут платить. Соответствующие органы и профсоюзы, даже в первую очередь, должны отслеживать то, чтобы при переходе в автономию не сокращалось бюджетное финансирование. А сами учреждения – искать законные формы пополнения своих собственных фондов. В частности, о размещении под крышей Домов культуры, большинство из которых теперь отапливаются, других бюджетных учреждений, в стенах школ – детские сады.
Нельзя сказать, что последние годы образование финансировалось слабо. Для реализации нацпроектов мы получили 650 миллионов рублей государственной поддержки. За три года 87 лучших школ области получили господдержку в размере миллиона рублей, 90 – премии губернатора, 381 учитель – премии по 100 тысяч рублей и т.д.
То, что заложено в бюджете будущего года, будет полностью исполнено. Обещать же людям 20-30 процентную прибавку к зарплате мы не можем и не должны, так как не сможем выполнить этого. Надо быть реалистами.
Администрация так же намерена контролировать рост тарифов ЖКХ. Он должен быть экономически обоснованным. Как и прежде нуждающимся будут предоставляться субсидии.
Затем Николай Васильевич ответил на вопросы из зала. Выступление губернатора другими конкретными примерами дополнил заместитель председателя областной думы Анатолий Петрович Бугаев.
В завершение встречи, её участники единодушно поддержали заявление совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ «О социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры» и требования, изложенные в нем.
Вынужденная мера
- Сегодня мы проводим третий этап акции, - сказал, открывая встречу, председатель Федерации профсоюзов Брянщины Михаил Михайлович Балабко. - Так как назрела необходимостью ещё раз обратить внимание властей всех уровней на проблемы работников бюджетной сферы, уровень зарплаты которых остается крайне низким и требует индексации согласно 134 статье Трудового кодекса РФ. Ведь, ориентируясь на бюджетников, работодатели других отраслей экономики пытаются отказаться от индексации заработной платы своим работникам. Вместо этого они предлагают увеличить интенсивность труда на морально устаревшем оборудовании, перейти на 60-часовую рабочую неделю.
Затем слово было предоставлено председателю областной организации профсоюза работников народного образования и науки, областного совета Ассоциации работников непроизводственной сферы Анне Ивановне Голубевой:
- В последние годы между профсоюзами и администрацией области, облдумой сложились конструктивные партнерские отношения. Благодаря этому оперативно решаются многие возникающие проблемы. Однако нынешняя акция – мера вынужденная. Так как по тем вопросам, с которыми мы неоднократно обращались к федеральным и региональным властям, решение так и не было принято. Анна Ивановна назвала требования профсоюзов: к федеральным органам власти.
Первое и основное – индексация заработной платы. На федеральном уровне её не было с декабря 2008 года. Между тем, по Трудовому кодексу индексация должна проводиться в связи с ростом потребительских цен и тарифов. За это время цены и тарифы росли, а заработная плата оставалась прежней. В планах правительства индексация предусмотрена в бюджете 2011 года с 1 июня на 6,5% , по последующим двум годам размер её не определен.
Эксперты подсчитали, что сегодня соотношение заработной платы работников организаций бюджетной сферы где-то к средней заработной плате в экономике колеблется в пределах 63-65 процентов. Если не будет ответствующей индексации, то это соотношение снизится до 53 процентов.
Следующее требование – это повышение стипендий студентам. Сегодня базовая составляет 1100 руб. К сожалению, не у всех высших учебных заведений есть возможность выплачивать стипендии в повышенном размере.
Профсоюзы требуют внести изменения и дополнения в ТК РФ, которые уточняли бы понятие и смысл МРОТ. Сегодня получается так: сначала работнику насчитывают всю его заработную плату, повышающие коэффициенты, компенсационные выплаты, оплату за совмещение и т.д. и только в том случае, если эта сумма оказывается меньше 4330 рублей, производят доплату до неё. В итоге люди отказываются от замен и совмещений. Еще один очень важный момент. Отношения между МРОТ и тем уровнем оплаты труда, который сегодня есть в наших отраслях, как бы стирает границы между оплатой труда квалифицированных специалистов и обслуживающего персонала.
Считаем, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера должны быть за пределами МРОТ.
Анна Ивановна обратилась с трибуны к присутствовавшему на встрече депутату Государственной Думы РФ от Брянщины Андрею Ивановичу Бочарову с просьбой выйти в законодательный орган страны с инициативой об уточнении смысла и понятия МРОТ.
Людей тревожит сегодня и то, что в ходе разграничения полномочий между органами федеральной, региональной и муниципальной власти, между этими субъектами произошло разделение и полномочий по установлению системы оплаты труда и решению проблем, связанных с этим. В итоге каждая территория, каждое муниципальное образование может иметь свою систему оплаты труда. Мы выступаем за то, что должен стимулироваться труд качественный, высокоэффективный, результативный и т.д. Но начальная ставка или должностной оклад для работников одинаковой квалификации должны быть одинаковы для всех и установлены на федеральном уровне. Единая тарифная сетка играла такую роль.
к властям региональным
Начинается не особо подготовленное и форсирование введение и реализация 83-го Федерального закона, который изменяет правовые формы бюджетных учреждений. Предусмотрено, что бюджетные учреждения будут поделены на казенные, бюджетные и автономные. В этой ситуации беспокоит, в каком объеме будут выделяться средства на реализацию государственных и муниципальных заданий, как будут учитываться все расходы. Практика организаций, которые за этот год перешли в автономию, показала, что от финансирования зависит многое. Если учреждению заведомо не выдается необходимое нормативное количество средств на реализацию поставленных целей, возникает вопрос, как заработать деньги. По этому поводу сегодня идут дискуссии. При выходе закона активно обсуждался вопрос, а станут ли платными образование, здравоохранение и культура? Сегодня нам говорят о том, что есть учебные базовые планы, стандарт предоставления услуг. Но если на реализацию государственного и муниципального задания учреждениям отраслей не будет выделено достаточно средств, они будут вынуждены искать дополнительные ресурсы. Мы предлагаем, как и при введение новой системы оплаты труда, определить пилотные площадки (районы, отдельные учреждения социальной сферы), на которых все неясные моменты по реализации 83-го закона будут отработаны. Как это было сделано при введении новой системы оплаты труда. Опыт Дятьковского и Жуковского районов снял многие вопросы.
Нельзя назвать обоснованным заявление руководителей финуправления области о том, что переход на новую систему оплаты труда не требует дополнительного финансирования. Да, в протоколе, который мы подписали 7 октября, администрация взяла на себя обязательства о том, что с 1 декабря будут увеличены фонды оплаты труда работников областных учреждений образования, здравоохранения, культуры, соцслужб. Но мы считаем: в связи с переходом на новую систему должен быть увеличен и фонд оплаты труда в дошкольных учреждениях.
Многих сегодня волнуют вопросы, связанные с оптимизацией сети, численности работников. Главная мысль, которую проводят и финансисты, и все, кто связан с оптимизацией сети образовательных учреждений и культуры и здравоохранения, заключается в том, что надо укладываться в нормативы, установленные на федеральном уровне, и сокращать неэффективные расходы. Но как это сделать, когда две трети сельских школ области являются малокомплектными? Если строго придерживаться нормативов, то сегодня надо сократить ровно половину учителей и половину обслуживающего персонала. Понятно, есть аварийные здания, учреждения с низкой наполняемостью, есть школы, в которые сегодня не пришел ни один ученик, их, возможно, и надо закрыть. И все-таки, любые изменения, любая оптимизация, структурные перемены должны быть обоснованы, разумны, и проводиться с соблюдением законодательств.
Кстати, об этих же требованиях шла речь и на пресс-конференции руководителей областных организаций профсоюзов, состоявшейся до встречи.
Отвечать за все регионы, за всех людей…
Беспокойство за будущее образования, медицины, культуры звучало и в выступлениях председателей профсоюзных организаций средней школы №32 г. Брянска Татьяны Станиславовны Рожковой, Брянской городской больницы №2 Эмилии Владимировны Самедовой, станции юных туристов Володарского района областного центра Веры Владимировны Умеренковой, председателя организации профсоюза работников народного образования и науки Советского района Брянска Татьяны Ивановны Ивашечкиной и директора детской школы искусств поселка Дарковичи Брянского района Людмилы Викторовны Алёхиной.
Причем звучало очень эмоционально: «Искусство – зов души. Но, если идти на этот зов, можно зайти в нищету», «Когда возникают в стране экстремальные ситуации, деньги находятся. Но для учителей, медиков, тружеников культуры, пребывающих из-за унизительно низких зарплат в состоянии постоянного стресса, - денег нет», «Нам надоело быть заложниками регионального бюджета», «Если Россия – единая, то должна нести ответственность за жизнь людей во все регионах», «С таким МРОТом никто не хочет выполнять дополнительные обязанности и трудиться фактически бесплатно..."
Надо быть реалистами
Губернатор Николай Васильевич Денин высказался однозначно за повышение зарплаты бюджетникам. Но, как и за счет какого источника финансирования это сделать?
- Можно до бесконечности обсуждать действия правительства и президента, региональной власти. Дело в другом, оптимизация – необходимость. Брянская область сегодня находится на 4-ом месте по неэффективным тратам в образовании. У нас на 125 тысяч учеников приходится 30 тысяч учителей. При таком же количестве учеников и школ во Владимирской, Тульской, Тверской областях учителей на 9,10,7 тысяч меньше. Но проводить оптимизацию ради неё самой тоже нельзя. Каждую ситуацию надо рассматривать конкретно. Чтобы не пострадал человек. Мы не должны прийти к тому, что случилось в дошкольном образовании: число детей растет, а детских садов не хватает. И это уже общегосударственная проблема. Для ребят, которые завтра, послезавтра придут в школу, должны быть учебные места.
Увеличение зарплаты на Брянщине для всех учреждений здравоохранения, культуры, соцработников, областных учреждений образования произойдет на 10 процентов с 1 декабря этого года. Ещё на 10 процентов зарплаты бюджетников подрастут в 2011 году с сохранение всех существующих льгот. Но и от оптимизации нам никуда не уйти.
Что же касается 83-го Федерального закона, то в нем нет положения о том, что за обучение ребенка родители должны будут платить. Соответствующие органы и профсоюзы, даже в первую очередь, должны отслеживать то, чтобы при переходе в автономию не сокращалось бюджетное финансирование. А сами учреждения – искать законные формы пополнения своих собственных фондов. В частности, о размещении под крышей Домов культуры, большинство из которых теперь отапливаются, других бюджетных учреждений, в стенах школ – детские сады.
Нельзя сказать, что последние годы образование финансировалось слабо. Для реализации нацпроектов мы получили 650 миллионов рублей государственной поддержки. За три года 87 лучших школ области получили господдержку в размере миллиона рублей, 90 – премии губернатора, 381 учитель – премии по 100 тысяч рублей и т.д.
То, что заложено в бюджете будущего года, будет полностью исполнено. Обещать же людям 20-30 процентную прибавку к зарплате мы не можем и не должны, так как не сможем выполнить этого. Надо быть реалистами.
Администрация так же намерена контролировать рост тарифов ЖКХ. Он должен быть экономически обоснованным. Как и прежде нуждающимся будут предоставляться субсидии.
Затем Николай Васильевич ответил на вопросы из зала. Выступление губернатора другими конкретными примерами дополнил заместитель председателя областной думы Анатолий Петрович Бугаев.
В завершение встречи, её участники единодушно поддержали заявление совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ «О социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры» и требования, изложенные в нем.