НУЖНО СДЕЛАТЬ ШАГ
Ранее уже было объявлено, что 12%-ного повышения зарплат бюджетникам, предполагавшегося с 1-го сентября, не состоится. Причина, как заявляют финансисты, в том, что в областном бюджете нет денег. Официальные комментарии по этому вопросу прозвучали на встрече руководителей Федерации профсоюзов Брянщины и председателей областных организаций профсоюзов бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура) с заместителем губернатора А.Н.Макаровым и заместителем начальника облфинуправления Л.В.Селивановой. Публикуем выдержки из разговора.
Л.В.Селиванова, заместитель начальника облфинуправления:
В трехлетнем бюджете предполагалась поэтапная индексация зарплат. В этом году – на 12%, в следующем – на 11%, в 2011-м – на 10%. Но были внесены коррективы. Минфин потребовал от нас нового, антикризисного бюджета. В результате от 20 до 50% расходов, а по некоторым позициям и 100% были сокращены. Из бюджета выпали 857 миллионов, предусмотренных на эту индексацию. Была поставлена задача: обеспечить первоочередные расходы – заработную плату и социальные выплаты в размере не ниже уровня 2008 года. Мы отказались от финансирования новых программ.
Работая в условиях кризиса, мы видим ситуацию в цифрах. По результатам работы за полугодие, мы получили доходов на уровне 97, 7% к уровню 2008 года. Коммунальные расходы растут, 700 миллионов нужно на обеспечение увеличенного МРОТ. При уровне поступления доходов ниже 2008 года индексации не финансируются. Все сведено до минимума – жесточайшая экономия. Уровень 2008-го года мы держим и будем исполнять.
Если ставить вопрос об индексации на 12% зарплат бюджетников с 1 сентября, то для бюджета это дополнительно 285 миллионов. Найти их мы не сможем.
А.И. Голубева, председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки:
- Индексация зарплат «бюджетникам» предусматривалась п.2.7 регионального трехстороннего соглашения («администрация Брянской области во взаимодействии с органами местного самоуправления предусматривают в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований средства на повышение заработной платы не ниже уровня федеральных бюджетных учреждений). В федеральных бюджетных учреждениях с 1 декабря прошлого года на 30% увеличен фонд оплаты труда, введена новая система оплаты труда.
Что из предусмотренного в областном бюджете выполняется на сегодняшний день? Выплата зарплаты не ниже МРОТ. Значительная часть работников выше МРОТ – 4330 рублей не получает. Сложилась парадоксальная ситуация. Уборщик служебных помещений и тарифная ставка 13-го разряда (учитель 1-й категории, врач с определенным стажем и опытом работы) имеют почти одну и ту же оплату труда.
Мы надеялись, что новые системы оплаты труда (НСОТ) сняли бы диспропорцию . Тот эксперимент, который проходит в Дятьковском и Жуковском районах, показал следующее. В среднем увеличение составило 23-30%, по отдельным категориям работников от 10 до 50%. Но из-за недостатка средств принято решение о переносе введения НСОТ. Областной комитет профсоюза поддержал идею переноса, потому что без увеличения фонда оплаты труда эффективность этого шага недостаточно высока.
Теперь об индексации на 12%. Люди информированы, что в бюджете это увеличение закладывалось. Об этом говорилось в СМИ, на встречах представителей профсоюзов с Н.В. Дениным, В.В.Ковалевским. Категоричного отказа мы не получили. Нас люди спрашивают на собраниях, учительских конференциях – а что профсоюзы делают, что они думают по этому поводу?
В чем сегодня необходимость повышения?
1. Растет инфляция
2. Постоянно дорожают услуги ЖКХ для потребителей
3. Зарплата у бюджетников Брянщины – самая низкая в ЦФО.
Кроме того, законодательство РФ обязывает администрации регионов рассматривать вопросы индексации зарплаты. Это требование ст.134 ТК РФ и единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (ст. 135 ТК определяет, что администрации регионов должны учитывать эти рекомендации)
Наш разговор должен способствовать принятию решений по данному вопросу, бюджетники их ждут. Мы понимаем, что надо эффективно расходовать средства. Мы поддерживаем идею разумной оптимизации учреждений образования. Но вся эта работа должна проходить с участием профсоюзных организаций, с тем, чтобы и наши представители были в этих комиссиях. Очень хотелось бы, чтоб средства, которые высвобождаются, оставались в отраслях. Сегодня они идут на покрытие недостаточности тех средств, которые у нас имеются.
В.В. Быковский, заместитель председателя областной организации профсоюза работников здравоохранения
На встрече 10 февраля с.г. губернатор Н.В.Денин заявил, что по результатам исполнения бюджета мы вернемся к этому разговору. Может быть, не на 12% так на 10% или 9% удастся повысить зарплату бюджетникам. Было заявлено, что на индексацию 12%-ной для работников бюджетной сферы нужно ежемесячно около 40 миллионов. Учитывая, то, что мы ставим вопрос об индексации с сентября, осталось 4 месяца этого года. Думаю, эта цифра – 285 миллионов - будет скорректирована в сторону уменьшения.
У нас для работников технических МРОТ был доведен с 2300 р. до 4330 р. Может быть, стоит проиндексировать только зарплату специалистов, чтоб как-то разделить их, избавиться от уравнительной системы. Она порождает социальную напряженность в коллективах. Нужно найти компромисс.
А.Ф.Сырокваша, заместитель председателя Федерации профсоюзов Брянской области
- Давайте разберёмся с цифрами в руках. Выполнение бюджета (доходной части) к прошлому году 103, 1% . С учетом дотаций федерального бюджета на 51% исполнен бюджет за полгода от годового плана.
Я хочу ещё остановиться на мероприятиях Правительства. Пункт 1.1.13. «Включение расходов на зарплату работникам бюджетной сферы в перечне расходов, защищенных от сокращений». Расходы на повышение зарплаты были заложены, но сокращены. Зарплатные статьи были всегда защищены законом.
Л.В.Селиванова:
Они до сих пор защищены. Сняты были только новые бюджетные расходы.
А.Ф.Сырокваша:
Какая разница! Эти расходы уже были включены в бюджет!
Л.В.Селиванова:
Если бы не сняли эти расходы, мы бы имели задолженность по заработной плате!
А.Ф.Сырокваша:
Не совсем согласен! Сокращать 1 миллиард 100 зарплатный даже из 3 миллиардов - это очень круто! Тем более - защищенная статья.
Госстатистика дает нам данные: профицит бюджета по итогам 1-го полугодия 1 млрд. 912, 7 миллиона за полугодие. Так что найти 285 миллионов на индексацию зарплат бюджетникам можно было бы.
А.Н. Макаров, заместитель губернатора Брянской области:
- Нужно обратить внимание, сколько поступило доходов за 8 месяцев по сравнению с прошлым годом. Сколько реальных денег. Мы планировали в прошлом году приличные доходы. Что экономика будет развиваться, налоги будут поступать. А практика такова. Живых денег в бюджет области поступило чуть меньше, чем в прошлом году. А расходы при этом у нас не уменьшились. Зарплату мы не повысили, социальные выплаты не убрали, увеличились расходы на коммуналку. Выросли тарифы на энергоресурсы. Мы вынуждены были корректировать другие статьи, чтобы проплачивать «коммуналку». Откуда мы должны 800 миллионов снимать? С капитальных вложений? Там практически всё упало до минимума. Есть позиция администрации – завершить объекты высокой степени готовности, чтобы создавать безопасные условия для учебы, работы и т.д.
У нас нет сегодня ресурсов. Хотелось бы сесть на вашу сторону и сказать: давайте повышать. Но надо найти для этого финансовые ресурсы и, главное, не сорвать выплаты. Хуже всего, если наобещаем и не выполним.
Д.В.Полозов, руководитель пресс-центра Федерации профсоюзов области:
- Понятно, из-за кризиса сократили все новые бюджетные расходы. Но ведь 12%-ное повышение зарплат учителям, врачам, работникам культуры – это старое, а не новое обязательство…
Л.В.Селиванова
- Нормативного акта по повышению зарплаты нет. Вы не понимаете, как формируется бюджет. Мы заложили некий ресурс аморфный под те доходы, которые предполагались. Но их нет. Это воздух. Под воздух мы должны принять нормативные документы. Планы – это одно, а жизнь корректирует планы.
Н.А. Латышева, заместитель председателя областной организации профсоюза работников культуры:
- Шаг к повышению зарплат нужно сделать. Да, как говорит Людмила Валентиновна Селиванова, законодательного акта нет. Но есть Трудовой Кодекс. 134-я статья предполагает индексацию на уровне роста потребительских цен. Цены на товары, услуги растут. Нужно искать источники, чтобы проиндексировать зарплату хотя бы на уровень инфляции. Может быть, начать со специалистов, которые из-за повышения «минималки» теперь получают как техперсонал. И они, конечно, обижены. Ничем этого не объяснить людям. На уровне федеральном идет индексация пенсий, социальные обязательства исполняются и они гарантируются государством. А нас приглашают идти в коллективы, снимать социальную напряженность. Трехсторонняя комиссия не рассматривала новый, антикризисный бюджет до принятия его на областной Думе. И это практика постоянная.
А.Н.Макаров:
Мы пережили страшные периоды массового возмущения и длительной невыплаты зарплаты. Когда люди говорили: «Хоть что-то платите, а потом рассчитаетесь с долгами». Мы не можем, исходя из опыта прошлого, сегодня допускать такие опасные ходы, которые приведут к социальному напряжению. Всё же надеемся, что кризис не затянется на десятилетия.
В протокол запишем несколько позиций: о дифференцированном подходе к индексации зарплат. Нужно еще раз просчитать в бюджете все варианты повышения на 12%. И такая мысль – чтобы при оптимизации учреждений бюджетной сферы высвобождаемые средства направлять на зарплату. Это деловые предложения. Спасибо за то, что высказали свои позиции.
Пресс-центр ФПО
Л.В.Селиванова, заместитель начальника облфинуправления:
В трехлетнем бюджете предполагалась поэтапная индексация зарплат. В этом году – на 12%, в следующем – на 11%, в 2011-м – на 10%. Но были внесены коррективы. Минфин потребовал от нас нового, антикризисного бюджета. В результате от 20 до 50% расходов, а по некоторым позициям и 100% были сокращены. Из бюджета выпали 857 миллионов, предусмотренных на эту индексацию. Была поставлена задача: обеспечить первоочередные расходы – заработную плату и социальные выплаты в размере не ниже уровня 2008 года. Мы отказались от финансирования новых программ.
Работая в условиях кризиса, мы видим ситуацию в цифрах. По результатам работы за полугодие, мы получили доходов на уровне 97, 7% к уровню 2008 года. Коммунальные расходы растут, 700 миллионов нужно на обеспечение увеличенного МРОТ. При уровне поступления доходов ниже 2008 года индексации не финансируются. Все сведено до минимума – жесточайшая экономия. Уровень 2008-го года мы держим и будем исполнять.
Если ставить вопрос об индексации на 12% зарплат бюджетников с 1 сентября, то для бюджета это дополнительно 285 миллионов. Найти их мы не сможем.
А.И. Голубева, председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки:
- Индексация зарплат «бюджетникам» предусматривалась п.2.7 регионального трехстороннего соглашения («администрация Брянской области во взаимодействии с органами местного самоуправления предусматривают в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований средства на повышение заработной платы не ниже уровня федеральных бюджетных учреждений). В федеральных бюджетных учреждениях с 1 декабря прошлого года на 30% увеличен фонд оплаты труда, введена новая система оплаты труда.
Что из предусмотренного в областном бюджете выполняется на сегодняшний день? Выплата зарплаты не ниже МРОТ. Значительная часть работников выше МРОТ – 4330 рублей не получает. Сложилась парадоксальная ситуация. Уборщик служебных помещений и тарифная ставка 13-го разряда (учитель 1-й категории, врач с определенным стажем и опытом работы) имеют почти одну и ту же оплату труда.
Мы надеялись, что новые системы оплаты труда (НСОТ) сняли бы диспропорцию . Тот эксперимент, который проходит в Дятьковском и Жуковском районах, показал следующее. В среднем увеличение составило 23-30%, по отдельным категориям работников от 10 до 50%. Но из-за недостатка средств принято решение о переносе введения НСОТ. Областной комитет профсоюза поддержал идею переноса, потому что без увеличения фонда оплаты труда эффективность этого шага недостаточно высока.
Теперь об индексации на 12%. Люди информированы, что в бюджете это увеличение закладывалось. Об этом говорилось в СМИ, на встречах представителей профсоюзов с Н.В. Дениным, В.В.Ковалевским. Категоричного отказа мы не получили. Нас люди спрашивают на собраниях, учительских конференциях – а что профсоюзы делают, что они думают по этому поводу?
В чем сегодня необходимость повышения?
1. Растет инфляция
2. Постоянно дорожают услуги ЖКХ для потребителей
3. Зарплата у бюджетников Брянщины – самая низкая в ЦФО.
Кроме того, законодательство РФ обязывает администрации регионов рассматривать вопросы индексации зарплаты. Это требование ст.134 ТК РФ и единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (ст. 135 ТК определяет, что администрации регионов должны учитывать эти рекомендации)
Наш разговор должен способствовать принятию решений по данному вопросу, бюджетники их ждут. Мы понимаем, что надо эффективно расходовать средства. Мы поддерживаем идею разумной оптимизации учреждений образования. Но вся эта работа должна проходить с участием профсоюзных организаций, с тем, чтобы и наши представители были в этих комиссиях. Очень хотелось бы, чтоб средства, которые высвобождаются, оставались в отраслях. Сегодня они идут на покрытие недостаточности тех средств, которые у нас имеются.
В.В. Быковский, заместитель председателя областной организации профсоюза работников здравоохранения
На встрече 10 февраля с.г. губернатор Н.В.Денин заявил, что по результатам исполнения бюджета мы вернемся к этому разговору. Может быть, не на 12% так на 10% или 9% удастся повысить зарплату бюджетникам. Было заявлено, что на индексацию 12%-ной для работников бюджетной сферы нужно ежемесячно около 40 миллионов. Учитывая, то, что мы ставим вопрос об индексации с сентября, осталось 4 месяца этого года. Думаю, эта цифра – 285 миллионов - будет скорректирована в сторону уменьшения.
У нас для работников технических МРОТ был доведен с 2300 р. до 4330 р. Может быть, стоит проиндексировать только зарплату специалистов, чтоб как-то разделить их, избавиться от уравнительной системы. Она порождает социальную напряженность в коллективах. Нужно найти компромисс.
А.Ф.Сырокваша, заместитель председателя Федерации профсоюзов Брянской области
- Давайте разберёмся с цифрами в руках. Выполнение бюджета (доходной части) к прошлому году 103, 1% . С учетом дотаций федерального бюджета на 51% исполнен бюджет за полгода от годового плана.
Я хочу ещё остановиться на мероприятиях Правительства. Пункт 1.1.13. «Включение расходов на зарплату работникам бюджетной сферы в перечне расходов, защищенных от сокращений». Расходы на повышение зарплаты были заложены, но сокращены. Зарплатные статьи были всегда защищены законом.
Л.В.Селиванова:
Они до сих пор защищены. Сняты были только новые бюджетные расходы.
А.Ф.Сырокваша:
Какая разница! Эти расходы уже были включены в бюджет!
Л.В.Селиванова:
Если бы не сняли эти расходы, мы бы имели задолженность по заработной плате!
А.Ф.Сырокваша:
Не совсем согласен! Сокращать 1 миллиард 100 зарплатный даже из 3 миллиардов - это очень круто! Тем более - защищенная статья.
Госстатистика дает нам данные: профицит бюджета по итогам 1-го полугодия 1 млрд. 912, 7 миллиона за полугодие. Так что найти 285 миллионов на индексацию зарплат бюджетникам можно было бы.
А.Н. Макаров, заместитель губернатора Брянской области:
- Нужно обратить внимание, сколько поступило доходов за 8 месяцев по сравнению с прошлым годом. Сколько реальных денег. Мы планировали в прошлом году приличные доходы. Что экономика будет развиваться, налоги будут поступать. А практика такова. Живых денег в бюджет области поступило чуть меньше, чем в прошлом году. А расходы при этом у нас не уменьшились. Зарплату мы не повысили, социальные выплаты не убрали, увеличились расходы на коммуналку. Выросли тарифы на энергоресурсы. Мы вынуждены были корректировать другие статьи, чтобы проплачивать «коммуналку». Откуда мы должны 800 миллионов снимать? С капитальных вложений? Там практически всё упало до минимума. Есть позиция администрации – завершить объекты высокой степени готовности, чтобы создавать безопасные условия для учебы, работы и т.д.
У нас нет сегодня ресурсов. Хотелось бы сесть на вашу сторону и сказать: давайте повышать. Но надо найти для этого финансовые ресурсы и, главное, не сорвать выплаты. Хуже всего, если наобещаем и не выполним.
Д.В.Полозов, руководитель пресс-центра Федерации профсоюзов области:
- Понятно, из-за кризиса сократили все новые бюджетные расходы. Но ведь 12%-ное повышение зарплат учителям, врачам, работникам культуры – это старое, а не новое обязательство…
Л.В.Селиванова
- Нормативного акта по повышению зарплаты нет. Вы не понимаете, как формируется бюджет. Мы заложили некий ресурс аморфный под те доходы, которые предполагались. Но их нет. Это воздух. Под воздух мы должны принять нормативные документы. Планы – это одно, а жизнь корректирует планы.
Н.А. Латышева, заместитель председателя областной организации профсоюза работников культуры:
- Шаг к повышению зарплат нужно сделать. Да, как говорит Людмила Валентиновна Селиванова, законодательного акта нет. Но есть Трудовой Кодекс. 134-я статья предполагает индексацию на уровне роста потребительских цен. Цены на товары, услуги растут. Нужно искать источники, чтобы проиндексировать зарплату хотя бы на уровень инфляции. Может быть, начать со специалистов, которые из-за повышения «минималки» теперь получают как техперсонал. И они, конечно, обижены. Ничем этого не объяснить людям. На уровне федеральном идет индексация пенсий, социальные обязательства исполняются и они гарантируются государством. А нас приглашают идти в коллективы, снимать социальную напряженность. Трехсторонняя комиссия не рассматривала новый, антикризисный бюджет до принятия его на областной Думе. И это практика постоянная.
А.Н.Макаров:
Мы пережили страшные периоды массового возмущения и длительной невыплаты зарплаты. Когда люди говорили: «Хоть что-то платите, а потом рассчитаетесь с долгами». Мы не можем, исходя из опыта прошлого, сегодня допускать такие опасные ходы, которые приведут к социальному напряжению. Всё же надеемся, что кризис не затянется на десятилетия.
В протокол запишем несколько позиций: о дифференцированном подходе к индексации зарплат. Нужно еще раз просчитать в бюджете все варианты повышения на 12%. И такая мысль – чтобы при оптимизации учреждений бюджетной сферы высвобождаемые средства направлять на зарплату. Это деловые предложения. Спасибо за то, что высказали свои позиции.
Пресс-центр ФПО