Будущее за сильными профсоюзами! Проблемы и пути решения


Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А.Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В результате значительного роста инфляции, превысившей все прогнозные значения, произошло существенное снижение заработной платы наемных работников и реальных доходов населения. Кроме того, в текущем году вследствие введения платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах, взимания налога на недвижимость по кадастровой стоимости, повышения стоимости ОСАГО увеличились обязательные платежи и налоговая нагрузка на граждан.
При этом ряд принимаемых Правительством Российской Федерации решений ведут к дальнейшему падению уровня жизни населения.
Так, при корректировке федерального бюджета на 2015 год Правительством Российской Федерации приняты решения об уменьшении бюджетных ассигнований на отрасли социальной сферы, в том числе, отмена с 1 октября 2015 года индексации заработной платы работников бюджетной сферы (планировалось 5,5% при фактической инфляции в годовом исчислении 15,3%). Приостановлено выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, от 1 июня 2012 г. №761 и от 28 декабря 2012 г. №1688 (далее – указы Президента Российской Федерации) в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы.
Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в нарушение действующего законодательства предполагается индексация пенсий, социальных выплат, пособий ниже фактической инфляции; предусматривается изменение методики оценки выполнения указов Президента РФ и занижение ранее установленных целевых ориентиров в части повышения к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы; снижаются объемы дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации положений указов Президента Российской Федерации.
При этом обращаем Ваше внимание, что проект основных направлений бюджетной политики и основных характеристик федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов был рассмотрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) 24 июля 2015 года после его одобрения Правительством Российской Федерации (в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ и пункта 1.5 действующего Генерального соглашения) и без участия в заседании РТК основного докладчика от Министерства финансов Российской Федерации.
Продолжающаяся «оптимизация» учреждений бюджетной сферы, хотя и ведет к повышению заработной платы бюджетников, но за счет увеличения нагрузки на оставшихся после сокращения работников.
В то же время Правительством Российской Федерации не принимаются меры, обеспечивающие сохранение доходов трудоспособного населения.
В частности, не реализуется норма Трудового кодекса Российской Федерации по установлению минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
В настоящее время МРОТ составляет 55% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Предлагаемое в основных направлениях бюджетной политики повышение МРОТ с 1 октября 2016 года лишь на 7% приведет к ухудшению этого соотношения.
Под угрозой срыва находится выполнение Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, в части установления в 2015 году базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы.
Несмотря на неоднократные предложения ФНПР, размеры пособий по безработице не индексируются с 2009 года, и даже максимальный размер пособия по безработице более чем в 2 раза ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
По мнению российских профсоюзов, увеличение покупательной способности населения послужит стимулом для роста производства товаров и услуг первой необходимости внутри страны, основой для роста сбережений и инвестиций, создания прочной базы для развития отечественного производства.
С этой целью ФНПР предлагает Правительству Российской Федерации:
довести минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в срок до 2017 года;
сохранить действующий механизм индексации пенсий, пособий, социальных выплат;
обеспечить безусловное выполнение указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора, не допуская искусственного занижения целевых показателей по заработной плате;
увеличить дотации федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
пересмотреть размеры пособий по безработице;
приостановить взимание налога на недвижимость физических лиц на основе её кадастровой оценки до утверждения единой и обязательной методики определения кадастровой стоимости и до стабилизации экономической ситуации в стране;
ускорить работу по установлению базовых окладов работников бюджетной сферы по профессиональным квалификационным группам в 2015 году.
Предлагаемые меры позволят снизить социальную напряженность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране.

Председатель ФНПР М.В.Шмаков

Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А.Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Предложения финансового блока по формированию бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов, изложенные в основных направлениях бюджетной политики, Федерация Независимых Профсоюзов России рассматривает как очередную попытку решить проблемы неэффективности экономики за счет понижения уровня социальной защиты работников путем изменения действующих норм и порядка обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию. 
Игнорируя ранее достигнутые договоренности и экспертные оценки, вновь поднимается вопрос повышения пенсионного возраста. Несмотря на многократное обсуждение, эта проблема рассматривается без учета состояния системы здравоохранения, демографической ситуации и возможности трудоустройства старшего поколения.
Решение вопроса выплат пенсий работающим пенсионерам или введение соплатежей в системе обязательного социального страхования невозможно без изменения политики заработной платы и расширения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Реформирование системы досрочных пенсий требует решения комплекса вопросов связанных с организацией трудового процесса, внедрением новой техники и технологий, улучшением охраны труда и профилактическими мероприятиями. В 2014 году техническими инспекторами труда профсоюзов выявлено 2,8 тысячи нарушений проведения специальной оценки условий труда. Проверками были охвачены примерно тысяча предприятий в 46 субъектах Российской Федерации.
В условиях роста цен и удорожания жизни неприемлемыми являются предложения по частичной индексации пенсий и очередном изменении порядка назначения пособий по временной нетрудоспособности, следствием чего станет снижение уровня страхового обеспечения работников.
К числу факторов дестабилизации системы обязательного социального страхования и уровня социальной защиты следует отнести возвращение в государственное обязательное пенсионное страхование накопительного компонента. В условиях дефицита финансов из текущего пенсионирования отвлекается и передается в негосударственные пенсионные фонды более 1 трлн. рублей, что влияет на размеры выплачиваемых пенсий в солидарной системе, которые могли бы быть выше на 25-30%.
Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым констатировать, что предлагаемые новации крайне негативно воспринимаются в трудовых коллективах, и предлагает Правительству Российской Федерации не принимать ухудшающих социальную защищенность работающих решений, учитывая, как низкий уровень страхового обеспечения практически по всем видам социального страхования, так и низкий уровень заработной платы большинства работников.

Председатель ФНПР М.В.Шмаков


ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ ЛЕГЧЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ,
ЧЕМ ПОГАСИТЬ

В России еженедельно фиксируется до пяти острых социально-трудовых конфликтов, в том числе в виде остановок работы и забастовок. Участники международной конференции “Социально-трудовые конфликты в РФ: выявление, урегулирование, предотвращение” обсуждали, как научиться предвидеть назревающую конфликтную ситуацию. Конференция была организована  на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.
Комментарий Евгения Макарова, заместителя Председателя ФНПР:
«Сегодня во многих развитых странах мира большинство социально-трудовых конфликтов решается в досудебном порядке.  И в России тоже должны внедряться подобные стандарты.  В разрешении более половины социально-трудовых конфликтов в стране за последние полтора года принимали участие многие общероссийские профсоюзы и их территориальные объединения. Это достаточно высокий уровень вовлеченности профсоюзов в борьбу за законные права и интересы работников. Теперь профсоюзам следует переходить на новый уровень - научиться предвидеть и превращать конфликты в эффективное средство для решения назревших проблем в трудовых отношениях.
По данным профсоюзных экспертов, в России на протяжении 2012 - 2014 годов еженедельно фиксируется до пяти серьезных социально-трудовых конфликтов, в том числе в виде остановок работы и забастовок. Показательна и динамика потерь рабочего времени по этой причине. К примеру, в первом полугодии текущего года потери выросли более чем в два раза по сравнению со всем прошлым годом.
Эта тема довольно слабо изучена в России, нет реальной статистики, но ясно одно: потери несут и работники, и работодатели, и органы местного самоуправления, и жители городов и поселений по месту нахождения  кризисных предприятий. Между тем, эти потери могут быть существенно снижены, если конфликт обнаружить заранее, в том числе с помощью систематического объективного мониторинга социально-трудовой обстановки.
Следует также организовать профессиональное сопровождение переговорных процессов, поиск и достижение компромиссов при ведении социального диалога. При необходимости - с подключением СМИ и использованием эффективных инструментов профсоюзной солидарности. Это сложно делать в условиях противостояния, ещё сложнее - начинать искать решение конфликта до того, как он стал реальностью. Без профессиональных знаний и проверенных на практике инструментов невозможно эффективно (с минимумом потерь) войти в конфликт и, тем более, выйти из него.
Уверен в том, что значимость и авторитет профсоюзов в рабочей среде и среди населения в целом будет возрастать в прямой зависимости от степени их умения  предвидеть и предотвращать социально-трудовые конфликты».

Департамент общественных связей ФНПР


ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРОФСТАНДАРТОВ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


2 декабря Госдума подготовила поправку в Трудовой кодекс РФ, согласно которой предполагается обязательное введение профессиональных стандартов: требований к образованию, стажу работы и набору навыков для каждого сотрудника (Законопроект «О внесении изменений в статью 1951 ТК РФ»)
Комментирует Председатель ФНПР Михаил Шмаков:Законопроект вносит изменения в ТК РФ, в соответствии с которыми профессиональный стандарт становится обязательным к применению организациями всех форм собственности. При этом норма об установлении порядка разработки и утверждения профессиональных стандартов Правительством РФ сохраняется, а порядок применения профстандартов с федерального уровня переносится на локальный.
Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Трудовая функция, в свою очередь, это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации.
Сегодня работнику на основании тарифно-квалификационных характеристик устанавливается трудовая функция по одной должности или профессии (специальности), в профессиональном стандарте таких профессий может быть несколько.
Федерация Независимых Профсоюзов России поддержала законопроект, но предлагает дополнить его нормой об учете мнения профсоюзной организации при применении профессиональных стандартов в организации или на предприятии. ФНПР также предлагает установить срок введения в действие профессиональных стандартов для организаций всех форм собственности с 1 января 2020 года.
Что касается наличия профильного образования для работы по определенной должности или профессии, то  в  разных профстандартах к уровню и профильности образования содержатся различные требования. Есть жесткие требования к профильному образованию, например, для врачей, учителей и летчиков. Но для многих рабочих профессий и должностей служащих достаточно программ подготовки или переподготовки на базе непрофильного профессионального образования.
Департамент общественных связей ФНПР


Об итогах работы в весеннюю сессию Государственной Думы РФ в сфере решения социальных вопросов представляем информацию первого заместителя Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России, председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Андрея Исаева.

Рабский труд запрещается

Закончилась весенняя сессия Госдумы. Во время неё профсоюзным движением России была одержана огромная победа — принят выстраданный нами, готовившийся на протяжении четырёх с половиной лет закон о запрете заёмного труда. Схема заёмного труда позволяла работодателям уклоняться от исполнения обязательств перед трудящимися, занижать цену рабочей силы, недоплачивать за работников взносы во внебюджетные социальные фонды. Такая схема и нашей стране будет запрещена с 1.01.2016 г.

России подала пример

В этом вопросе Российская Федерация идёт впереди европейских стран, потому что сегодня в Европе, к сожалению, заёмный труд разрешён и достаточно активно развивается. В Германии уже, по некоторым оценкам, до 40% трудящихся работают по схеме заёмного труда, в Израиле — до 70%. В период нашей борьбы за принятие закона была организована международная кампания в нашу поддержку: мы получили обращения от 75 профсоюзных центров Европы, которые выражали солидарность с нами. Сейчас на уровне Международной конфедерации профсоюзов обсуждается вопрос о том. что европейские профобъединения будут инициировать принятие аналогичных законов в своих странах.
Также в весеннюю сессию Госдума ратифицировала две конвенции Международной организации труда: Конвенцию №140 об оплачиваемых учебных отпусках и Конвенцию №151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе. Напомню, что после воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией возник вопрос, как быть с шестью конвенциями МОТ, которые на Украине ратифицированы, а в России нет. Мы договорились с Министерством труда и социальной защиты РФ о том, что эти конвенции будут выноситься на ратификацию и проходить её в первоочередном порядке в течение года, чтобы международная защита трудовых прав граждан, которая распространялась на крымчан и севастопольцев, продолжила своё существование. Конвенции №140 и №151 как раз входят в блок этих шести конвенций. Поскольку у наших граждан, совмещающих работу с обучением, уже было право получать отпуска для подготовки к экзаменам и их сдачи, а также существовал и достаточно успешно действовал профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания, при ратификации этих двух конвенций проблем не возникло.

Профсоюзные активисты защищены

В 374-ю статью Трудового кодекса РФ была внесена очень важная поправка, связанная с защитой от необоснованных увольнений профсоюзных активистов, не освобождённых от основной работы. В своё время у нас существовала норма, в соответствии с которой увольнение председателей профкомов и их заместителей по наиболее спорным статьям (например, по несоответствию занимаемой должности или в связи с неоднократными незначительными нарушениями трудовой дисциплины) осуществлялось только с согласия вышестоящего профсоюзного органа.
Однако один из альтернативных профсоюзов злоупотребил этим правом: в ситуации, когда его активист нарушил (причём в очень грубой форме) трудовую дисциплину, он не дал согласия на увольнение этого активиста. Дело дошло до Конституционного суда, и суд вынес решение о том. что действовавшая норма дискриминационная и противоречит 19-й статье Конституции о равенстве прав граждан. Мы не совсем согласны с этим решением, ведь есть неприкосновенность депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, судей, прокуроров и так далее, но это не считается дискриминацией, потому что связано с исполнением их обязанностей. В случае с профсоюзными активистами норма, защищающая их от увольнений, тоже была связана с исполнением обязанностей.
Одновременно с выходом решения Конституционного суда нашей страной была ратифицирована Конвенция №135 Международной организации труда, которая обязывает нас установить защиту профсоюзных активистов от необоснованных увольнений. Россия попала в правовую коллизию. Велись долгие переговоры, и в результате был выработан механизм, по которому председателей профсоюзных комитетов и их заместителей можно уволить за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей только с учётом мнения вышестоящего профсоюзного органа, прописана жёсткая процедура этого учёта. В случае если работодатель и вышестоящий профорган не сошлись во мнениях, дело переносится либо на рассмотрение государственной инспекции труда, либо в суд.
Был также принят целый ряд норм, направленных на решение вопросов конкретных категорий граждан. Это и норма, связанная с компенсацией работодателем стоимости проезда к месту отдыха лицам, работающим в условиях Крайнего Севера, и порядок возмещения расходов на служебные командировки для работников бюджетной сферы.
Кроме того, принят закон об ограничении «золотых парашютов». Раньше менеджеры высшего звена государственных организаций и корпораций в случае увольнения (а такое увольнение могло быть, в частности, связано с плохой работой) получали бонусы, равные годовой и даже трёхгодовой зарплате. Мы постановили, что эта сумма не может превышать трёхмесячной заработной платы, то есть того предела, который установлен для всех остальных категорий работников.
Принят закон о независимой оценке качества оказания социальных услуг. Закон очень трудно рождайся, начальный правительственный вариант вызван большое количество нареканий. Но после доработки он, по моему мнению, стал способен усилить воздействие общества на решения власти, связанные с оказанием услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры.
Принята наша с Валерием Рязанским поправка в закон о страховых взносах во внебюджетные социальные фонды. Она устанавливает обязанность работодателя платить взносы в Пенсионный фонд за мигрантов с первого дня заключения с ними трудового договора. Ранее такие взносы платились только в том случае, если мигрант проработал о:есть месяцев и более. Таким образом, мы и уравниваем условия на рынке труда, и обеспечиваем дополнительную социальную защиту.

Пенсии крымчанам и севастопольцам удвоены

В сфере пенсионного обеспечения также принят целый ряд законов, два из которых являются наиболее значимыми.
Первый закон — об особенностях пенсионного обеспечения граждан, проживающих в Крыму и Севастополе. Это был очень трудоёмкий закон, потому что пенсионные системы Украины и Российской Федерации качественно отличаются. С июля в соответствии с указом президента Владимира Путина пенсии кры.мчанам и севастопольцам удвоены по сравнению с теми, которые они получали до воссоединения с Россией. А с 1 января 2015 года граждане Крыма и Севастополя будут получать пенсии по российскому законодательству. Но есть категории, которые по президентскому указу получили пенсии больше, чем аналогичные категории в Российской Федерации. По закону им в любом случае не будут платить меньше, чем сейчас.
Большая проблема заключалась в том, что Украина не передала нам базы данных о пенсионерах Крыма и Севастополя. По отрывочным сведениям, по документам самого разного характера мы восстанавливали данные о трудовом стаже крымчан и севастопольцев. Восстановить сведения об уровне заработных плат было немыслимо. Для расчёта зарплат и уплаченных взносов, а следовательно, баллов, которые накопил человек на свою страховую часть пенсии, был использован самый привилегированный режим. Жители Крыма и Севастополя не окажутся обделены. Их пенсионные права будут защищены в полном объёме.
Второй значительный закон — спутник к законам о страховых и накопительных пенсиях. Он вносит изменения в 33 законодательных акта для их приведения в соответствие с теми решениями, которые были приняты нами в конце прошлого года.

Пенсионная реформа продолжается

К сожалению, по трём поправкам, па которых мы последовательно настаивали, нам не удалось договориться с финансово-экономическим блоком Правительства в весеннюю сессию. Во-первых, мы требовали, чтобы средства материнского капитала можно было направлять как на накопительную, так и на страховую часть пенсии. Сегодня можно только на накопительную. Во-вторых, у нас есть категории граждан, которые пользуются льготами, за них взносы в том или ином объёме платятся из федерального бюджета. Мы выступали за то, чтобы они не могли участвовать в накопительной системе, а участвовали только в страховой, потому что страховая часть пенсии «с колёс» идёт на выплаты нынешним пенсионерам. В противном случае мы имеем дело с перекачкой денег из федерального бюджета в коммерческие организации. В-третьих, мы предложили установить наряду с максимальным размером пенсионного взноса, который существует сейчас, минимальный размер взноса, ниже которого работодатель не имеет права платить в Пенсионный фонд, — 1,8 балла в год. В данном случае мы ориентировались на ту сумму, которую государство платит за некоторые нестраховые периоды, например, за срочную службу в армии, за отпуск по уходу за первым ребёнком. Эти три поправки будут оформлены отдельным законодательным актом, который будет внесён в Госдуму осенью 2014 года.


Задачи коллективно-договорной кампании ФНПР на 2014 год

Коллективно-договорные кампании не часто попадают в фокус центральных СМИ как лишенные «сенсационности» события. Между тем, договоры и соглашения, заключаемые на предприятиях и в отраслях, затрагивают социально-экономические интересы миллионов россиян. 

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

В 2014 году завершается срок действия 25 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, и 23 региональных соглашений. 
В предстоящей коллективно-договорной кампании ФНПР и ее членские организации будут добиваться включения в соглашения и коллективные договоры комплекса пунктов, необходимых для более эффективной защиты работников в социально-трудовой сфере, основываясь при этом на стандартах достойного труда, принятых ФНПР еще в 2012 году. Главным образом это касается заработной платы и, прежде всего, установления гарантий по оплате труда в виде Минимального размера оплаты труда, который не должен быть ниже прожиточного минимума. И, что не менее важно, - МРОТ не должен включать в себя ни компенсационные, ни стимулирующие выплаты. Не менее актуальны вопросы занятости, предупреждения банкротств, согласования квот привлечения трудовых мигрантов, пресечения практики применения срочных трудовых и гражданско-правовых договоров.
Следует отметить, что коллективно-договорная кампания 2014 года, как, впрочем, и предыдущая, будет проходить в условиях снижения темпов экономического роста. Поэтому одним из ключевых направлений работы будет совершенствование самого института социального партнерства. В этом смысле важнейшей задачей на региональном уровне является принятие законодательных актов, обеспечивающих больший охват экономическими и социальными гарантиями работников соответствующих регионов.
И наконец, для того, чтобы уверенно отстаивать интересы трудящихся, профсоюзы должны обладать высокопрофессиональными кадрами «переговорщиков» и оптимальной структурой. В условиях наличия вертикально интегрированных бизнес-компаний, профсоюзы обязаны вести разговор на равных и, более того, – иметь возможность в случае необходимости оказывать реальное давление на партнеров.
Департамент общественных связей ФНПР


Минимальный потребительский бюджет должен быть основой для установления МРОТ

27 мая 2014 года на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России Олег Засов отметил, что «минимальный размер оплаты труда в 2016-2017 годах не достигнет величины прожиточного минимума, так как сроки и механизмы данного процесса еще не определены». 
В ответ на это Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что «в соответствии с подписанным 25 декабря 2013 года Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы МРОТ должен достигнуть величины прожиточного минимума до 2016 года». Он также указал на целесообразность «перехода в расчетах сценарных условий на показатель минимального потребительского бюджета вместо показателя прожиточного минимума в качестве основы для экономического прогнозирования».
Комментарий заместителя руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Елены Косаковской:
ФНПР считает, что обязательства Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы должны выполняться.
27 мая 2014 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принято решение интенсифицировать переговоры Минтруда России с объединениями профсоюзов и работодателей по данному вопросу.
На различных площадках – в Минтруде России, на заседаниях РТК и в Высшей школе экономики – ФНПР озвучивает свои предложения по ускорению сроков доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. Также ФНПР предложило в дальнейшем разработать структуру минимального восстановительного потребительского бюджета с целью его дальнейшего использования в качестве основания для установления МРОТ. Прожиточный минимум должен являться базой для установления величин социальных пособий.
Минтрудом России был представлен законопроект, в котором предполагалось довести МРОТ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения соответствующего региона к 2018 году, а также включить в структуру заработной платы и, естественно, МРОТ, компенсационные и стимулирующие выплаты. ФНПР не поддержала изменения в законодательство, противоречащие нормам Конституции РФ, которая определяет, что вознаграждение за труд должно быть не ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Также в Конституции РФ нет указания на компенсационные и стимулирующие выплаты, а в Трудовом кодексе Российской Федерации вознаграждение за труд является одной из трех составных частей заработной платы. При этом основания установления вознаграждения за труд и компенсационных и стимулирующих выплат отличны друг от друга.
Заработная плата в виде вознаграждения за труд устанавливается в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества выполняемой работы. Компенсационные выплаты выплачиваются за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, т.е. за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты устанавливаются для стимулирования работников к эффективности работы предприятия или организации в целом, а премии и иные поощрительные выплаты, как разновидность стимулирующих выплат, выплачиваются по результатам работы всего предприятия или организации. Из системы правовых норм Трудового кодекса РФ вытекает, что вознаграждение за труд устанавливается за отработку норм рабочего времени и выполнение работником норм труда или трудовых обязанностей, тогда как компенсационные выплаты устанавливаются при наступлении соответствующих обстоятельств в виде отклоняющихся от нормальных условий труда, а стимулирующие выплаты – по желанию и возможности работодателя.
В результате переговоров в законопроекте, разрабатываемом Минтрудом России, предполагается установить конкретные величины минимального размера оплаты труда на ближайшие три года, а изменения в законодательство по включению в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат не вносить.
Комментарий руководителя социально-экономической политики Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Галины Костюк:
Использование показателя «прожиточного минимума» в сценарных расчетах не может считаться удовлетворительным. Расчеты ведутся по устаревшей методике. В настоящее время половина работников получает заработную плату ниже минимального потребительского бюджета. Это нижняя планка простого воспроизводства низкоквалифицированной рабочей силы.
МЭР России, как экономическому ведомству, следует с привлечением Минтруда России провести расчеты одного из вариантов сценарных условий и прогноза социально-экономического развития страны с использованием показателя «минимального потребительского бюджета».

Департамент общественных связей ФНПР


От доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска

Министерством юстиции РФ 21.03.2014 года за № 31689 зарегистрирован приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 33н от 24 января 2014 года «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению».
Данный нормативный правовой акт до настоящего времени является причиной разногласия между ФНПР и Минтрудом России.


Комментарий Секретаря ФНПР Виталия Трумеля

Говоря об основаниях наших разногласий в этой связи следует отметить следующее.
Профсоюзной стороной Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт медицины труда» Российской академии наук были подготовлены замечания и предложения к проекту приказа Минтруда РФ и письмом № 104-109/48 от 20.11.2013 направлены в Секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В письме координатора профсоюзной стороны, Председателя ФНПР М.В.Шмакова указывалось на то, что разработчики проекта Методики установили в ней без каких-либо обоснований значения допустимых уровней вредных факторов по микроклимату, световой среде, акустическому фактору и другим, отличные от приведенных факторов, установленных в действующих гигиенических документах, что может привести к неоправданному изменению уровня вредности и класса условий труда в сторону уменьшения по большому количеству рабочих мест. Подтверждением весомости и обоснованности критических замечаний в адрес проекта Методики является и мнение Российской академии наук, отметившей, что в проекте Методики не используются имеющиеся рекомендации в области охраны здоровья работников и улучшения условий их труда и практически игнорируется научно-обоснованная система гигиенической оценки условий труда в Российской Федерации.
И хотя замечания и предложения профсоюзной стороны РТК по проекту Методики были рассмотрены Минтрудом (по ним была составлена таблица согласований и предложений), тем не менее, из 44 пунктов наших замечаний и предложений 17 пунктов были отклонены без веских и аргументированных на то оснований.
Учитывая данное обстоятельство, ФНПР официально проинформировала об этом министра М.А.Топилина и предложила согласовать проект Методики с Роспотребнадзором.
Однако Минтруд России проигнорировал требование профсоюзной стороны и вопреки протокольному решению РТК от 26 июля 2013 года о рассмотрении проекта Методики на РТК, своим приказом № 33н от 24 января 2014 года утвердил Методику и направил на регистрацию в Минюст России.
В связи с этим ФНПР обратилась к заместителю Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец с предложением вынести вопрос на заседание РТК вопроса «О Методике специальной оценки условий труда». Одновременно мы обратились и к Министру юстиции РФ А.В.Коновалову.
На заседании РТК (в конце февраля с.г.). было зафиксировано мнение профсоюзной стороны о необходимости отзыва приказа из Минюста до согласования в РТК, а для снятия разногласий провести у координатора Комиссии О.Ю.Голодец совещание по данному вопросу.
 Совещание состоялось в апреле. Как говорится, «лёд тронулся»: в соответствии с протоколом совещания сторонам социального партнерства было дано поручение провести мониторинг реализации приказа для выявления необходимости его корректировки (с докладом об этом на заседании РТК в октябре с.г.). Кроме этого, профсоюзная стороны внесла предложение о необходимости разработки проекта федерального закона о безопасности и гигиене труда, предусматривающего переход охраны труда от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска. Также мы предложили перевести институт «досрочных» пенсий в систему обязательного социального страхования. Все предложения профсоюзной стороны были согласованы сторонами социального партнёрства, зафиксированы соответствующим протоколом, по ним даны поручения Минтруду РФ.

Департамент общественных связей ФНПР


ПРОФСОЮЗЫ ГОТОВЯТСЯ К БОРЬБЕ
В последнее время в российском обществе все больше и больше заметны признаки разворачивающейся антипрофсоюзной кампании. Провокации против профсоюзных лидеров, причем как входящих в традиционные объединения профсоюзов, так и в новые, так называемые альтернативные, нападки в прессе, акции, направленные против имущества профсоюзов, призывы к пересмотру трудового законодательства, сокращение профсоюзных прав постепенно становятся обыденным явлением. Звучат и глобальные утверждения о том, что профсоюзы устарели и для современного постиндустриального общества не нужны. Что ж, подобный подход, во-первых, не оригинален (сегодня давление на себе испытывают не только российские профсоюзы, но и профсоюзы других стран), а во-вторых, не нов, потому что подобные антипрофсоюзные кампании каждый раз сопровождают очередной социально-экономический кризис. 
В современных рыночных трудовых отношениях есть две стороны: работодатели и наемные работники. Эти две стороны изначально не равны. Работодатель, разумеется, имеет преимущество. У работодателя – органы управления предприятиями, юридические службы, свободные финансовые средства. У наемного работника ничего этого нет. Между тем интересы работников и работодателей совпадают далеко не всегда. Конечно, есть общие цели: и тот и другой заинтересованы в том, чтобы предприятие существовало и приносило одному зарплату, другому прибыль; и тот и другой заинтересованы в поддержании элементарного порядка.
Но есть вопросы, по которым работодатель и наемный работник расходятся: как распределять доходы, что уйдет в прибыль работодателю, а что – в заработную плату и социальный пакет, нужно ли тратить средства на улучшение условий труда и обеспечение более комфортной ситуации на работе. Естественно, что работодатель стремится заработать и сэкономить. Для того чтобы уравнять позиции этих неизбежно спорящих сторон, работники объединяются в организацию – профсоюз, и тогда неравенство сил преодолевается. Да, отдельный работник не может, как работодатель, сформировать собственный аппарат, который отстаивал бы его интересы, но объединение работников, профсоюз, может. Да, отдельный работник не может завести себе юридическую службу, но профсоюз может. Да, отдельный работник может сильно огорчить работодателя своим уходом с работы, но всего лишь огорчить, а объединение работников, прекратив работу, может заставить работодателя с ними считаться. Этот подход существовал и будет существовать до тех пор, пока есть наемный труд.
Разворачивающийся длительный экономический кризис, так называемая рецессия, означает, что работодатель в целях сохранения достигнутого уровня комфорта и экономической безопасности будет стремиться сократить издержки за счет наемных работников: проводить сокращение работающего персонала, увеличивая интенсивность труда оставшихся; нанимать «более дешевых» трудовых мигрантов; использовать схему заемного труда и договоры гражданско-правового характера вместо трудовых договоров, чтобы обходить гарантии, установленные работникам в рамках Трудового кодекса. Профсоюзы будут противостоять подобного рода поползновениям, жестко отстаивая интересы трудящихся. Поэтому части работодателей кажется необходимой упреждающая атака на профсоюзы, нужна их дискредитация, попытка подорвать их влияние и доверие к ним со стороны тех, на кого они опираются в своей борьбе, – работников.
России предстоит пережить ряд структурных социальных реформ. Эти реформы более чем назрели. Необходимы серьезные изменения пенсионной системы, потому что в ее прежнем виде она будет становиться все менее эффективной и все более затратной. Нужно осовременить, приспособить к условиям рыночной экономики систему социальной защиты и социальной помощи. Надо решить вопрос с трудовыми мигрантами. Необходимо описать в трудовом законодательстве и отрегулировать новые возникшие формы труда: такие как, например, дистанционная работа.
Сейчас будет идти борьба за то, каким образом пройдут эти реформы, на кого ляжет их бремя: на наемного работника, на потребителя или на работодателя, собственника средств производства. И в этой борьбе профсоюзы – помеха тем, кто будет отстаивать ультралиберальный курс, фактически повторяющий политику Гайдара и Чубайса в начале 90-х годов. Тогда, после того как Советский Союз распался, Коммунистическая партия рухнула, левая идеология была дискредитирована и в идеологическом пространстве стали господствовать либеральные настроения, традиционные профсоюзы впервые подверглись массовой атаке. Нам говорили, что старые профсоюзы – советские, бюрократические, что они часть государственного аппарата и поэтому должны быть ликвидированы вместе со старым государством. Нам говорили, что точно так же, как существуют плюрализм и многопартийность на политическом уровне, должно быть множество профсоюзов в одной и той же отрасли и даже на одном и том же предприятии: пусть они конкурируют между собой за то, чтобы как можно лучше представлять интересы работников. Наконец, внутри традиционных профсоюзов насаждалась мысль о необходимости максимально передать первичному и среднему звену все права, оставив за руководящими органами функции методологов.
За все эти навязываемые «либеральные» идеи трудящиеся России очень дорого заплатили. Они не сумели противостоять ни жульнической ваучерной приватизации, ни грабительским долгам по зарплате, которые обесценивали их труд, ни залоговым аукционам, передавшим фактически бесплатно общенародную собственность в руки узкой группы дельцов, приближенных к власти. И тем не менее именно традиционные профсоюзы при всех их недостатках оказались единственной силой, немедленно принявшей на себя и смягчившей удар «шоковой терапии». Профсоюзы организовали массовые выступления трудящихся, заставившие государственную власть всерьез взяться за решение проблемы долгов по заработной плате. Вскоре выяснились простые вещи: аналогия с политическими партиями в отношении профсоюзов совершенно неуместна. Если при наличии множества партий у гражданина больше выбор, то при наличии множества профсоюзов на предприятии больший выбор оказывается у работодателя. Именно он выбирает, с кем вести переговоры, а с кем нет, кого сделать любимцем. Поэтому в экономических и трудовых вопросах трудящимся выгодна не конкуренция, а монополия, единая организация, от которой работодателю деться некуда и с которой он вынужден считаться. Выяснилось, что традиционные профсоюзы, располагающие аппаратом, достаточными средствами, ресурсами, инфраструктурой, в большей степени, чем группы так называемых альтернативщиков, приспособлены к тому, чтобы отражать атаки «классовых» противников, выстраивать системную работу по защите прав и интересов людей, выигрывать дела в судах, вести переговоры на отраслевом уровне, заставлять правительство и органы государственной власти субъектов Федерации менять свою позицию, искать решение острых социально-экономических проблем.
Нам долго говорили, что традиционные профсоюзы сохраняют свою численность за счет инерции, что это последствие советского времени. СССР нет уже более 20 лет, а традиционные профсоюзы остаются самой массовой организацией. В рядах ФНПР сегодня 22 млн человек. А альтернативные профсоюзы как были, так и остаются небольшими инициативными группами.
Но среди тех, кто нападает сегодня на профсоюзы, отнюдь не все официально придерживаются либеральных взглядов. Немало критиков «слева», тех, кто обвиняет профсоюзы в оппортунизме, в соглашательстве с властью. Сами эти люди не добились для трудящихся России никаких позитивных изменений. Жизнь этих «левых» экспертов посвящена в основном вымаливанию грантов у тех самых либералов, с которыми они якобы борются. Думаю, большинство из них прекрасно понимают, что их радикальная трескотня используется в борьбе против реальных организаций работников. Тех организаций, которые в отличие от них приносят пользу.
«Левые» оппоненты профсоюзов, как правило, и здесь подменяют понятия. Профсоюз – это организация, созданная для защиты интересов трудящихся, но не для классовой борьбы. Защищать интересы работников в разные эпохи можно по-разному. В эпоху 2000-х, когда государство активно шло на социальный диалог, когда в экономике и в бюджете имелись средства, наиболее эффективным путем оказался не путь конфронтации, а путь переговоров, в ходе которых удалось добиться очень серьезных решений.
Вот уже несколько созывов в парламенте нашей страны на зависть коллегам из Европы работает постоянная межфракционная депутатская группа «Солидарность» по взаимодействию с профсоюзами. Второй созыв действует норма регламента, в соответствии с которой ни один социально-экономический закон не может обсуждаться Государственной Думой до обсуждения на Российской трехсторонней комиссии, в которой участвуют профсоюзы. На площадке Госдумы все законы, затрагивающие интересы работников, обсуждаются только с участием профсоюзных представителей. Несколько созывов профсоюзы оказывают серьезнейшее влияние на работу комитета ГД по труду и социальной политике. Мы смело можем сказать, что ни одна существенная поправка в Трудовой кодекс не проходит без согласования с профессиональными союзами.
Но эпоха социального мира, к сожалению, заканчивается. Мы вступили в период борьбы с теми силами, которые пытаются протащить во власть радикально-либеральные идеи. И надо быть жесткими и последовательными, отвечая на удар ударом, готовя трудящихся к активным действиям по защите своих интересов.
В этой борьбе профсоюзы будут выполнять не только свой классовый долг перед работниками, но и свой патриотический долг. Российская экономика – часть глобальной экономики. Ультралиберальный курс сегодня пытаются насадить в первую очередь те, кто хотел бы сохранить в мире сложившуюся систему господства финансового англо-американского капитала. Они хотели бы взвалить все издержки вызванного им кризиса на плечи работников, сохранить однополярный мир и однополярную экономику. Учителя и наставники тех, кто в 2011–2012 годах ходил с белыми ленточками и бредил цветной революцией в России, сегодня пытаются плотным кольцом экспертов и консультантов окружить кабинет министров и столкнуть его на ультралиберальный курс. Сопротивляясь данному курсу, профсоюзы будут отстаивать национальные интересы нашей страны. Именно на профсоюзы в ближайшие годы ляжет основная тяжесть сопротивления. Уверен, что «Единая Россия», Общероссийский народный фронт, «Союз труда», другие здравомыслящие патриотические партии и движения помогут профсоюзам в этом деле.

Андрей Исаев,
первый заместитель Председателя ФНПР,
председатель комитета Госдумы по труду,
социальной политике и делам ветеранов
Источник: "Независимая газета" 6 ноября № 239


ПРОФСОЮЗЫ - ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
29 апреля в информационном центре партии «Единая Россия», в рамках проекта «Гражданский университет» выступил Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России Михаил Шмаков. Трансляция лекции на тему «Профсоюзы как элемент гражданского общества» осуществлялась во все регионы РФ,В ТОМ ЧИСЛЕ И В Брянске. Слушали и участвовали в обсуждении вопросов профсоюзные и партийные представители, представители депутатского корпуса.
В основу лекции легла более чем столетняя история российского профсоюзного движения, от первых профсоюзов, официально образованных в 1905 году, до реалий сегодняшнего дня. По словам М.Шмакова, смысл деятельности профсоюзов состоит в том, чтобы «найти баланс между трудом и капиталом, найти справедливое соотношение при распределении продуктов труда». Главной актуальной задачей профсоюзов является заключение коллективных договоров на предприятиях. Кроме того, М.Шмаков заявил, что в судах из 16 тысяч дел в год профсоюзные юристы, защищая рядовых работников, побеждают в 92 % случаях.
Профсоюзный лидер озвучил позицию профсоюзов по поводу желания работодателей ужесточить условия труда с целью получения дополнительной прибыли. «Повышать производительность труда необходимо только за счет внедрения новых технологий в отраслях», - подчеркнул М.Шмаков.
В конце своего выступления Председатель ФНПР пригласил всех принять участие в шествии 1 мая и резюмировал, что «профсоюзы – это не только элемент гражданского общества, но и его основа».
После лекции М.Шмаков ответил на вопросы слушателей "Гражданского университета", которые касались Трудового Кодекса РФ, запрета заемного труда, реформирования структуры ФНПР, профсоюзного членства работников и многие другие.
Лекцию М.Шмакова прокомментировал ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, академик Российской Академии наук, доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александра Запесоцкого. Он рассказал, что за выступлением лидера ФНПР внимательно следили и профессура, и студенчество, отмечая характерную связь теории и практики, наличие глубокой концептуальной проработки затрагиваемых в лекции тем.
А.Запесоцкий особо подчеркнул, что те слушатели, кто познакомился с лекцией М.Шмакова, признают, что она безусловно направлена на развитие интересов государства, но с другой стороны - полностью отвечает интересам людей труда. По словам ученого те, кто внимательно следит за развитием событий новейшей российской истории, отмечают возрастание роли профсоюзов в постсоветский период. Есть полное ощущение того, что в современном мире профсоюзы опираются на серьезные общественные потребности, в том числе на восстановление традиционных для России ценностей: ценностей труда, справедливости, ценностей общего дела, тех истинных ценностей, которые имеют глубокие исторические корни в нашем государстве.
Что особенно важно, отметил А.Запесоцкий, – глубокое научное выступление М.В.Шмакова было доходчивым и понятным большинству молодежи, что не часто бывает в публичной жизни.

Департамент общественных связей ФНПР

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

По сведениям Департамента общественных связей ФНПР, 18 сентября в рамках «Недели профсоюзов», посвященной очередной годовщине образования Федерации Независимых Профсоюзов России, в Академии труда и социальных отношений состоялось заседание дискуссионного клуба по модернизации и инновационному развитию профсоюзов. В дискуссии приняли участие руководители и эксперты ФНПР и ее членских организаций, научные работники АТиСО. 
Дискуссионный клуб открыл целый цикл мероприятий, посвященных поиску путей совершенствования деятельности российских профсоюзов.
С приветственным словом к участникам обратился ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин, который отметил, что модернизация профсоюзного движения должна опираться на профессиональные кадры и современные научные изыскания.
Заместитель Председателя ФНПР Галина Келехсаева в своем выступлении подчеркнула, что для успешной модернизации необходимы новые инструменты мотивации потенциальных членов профсоюзов, улучшение действующей кадровой работы и выход на внешнее пространство. «Также нельзя забывать о борьбе с деструктивной деятельностью маргинальных профсоюзов. В условиях вызовов сегодняшнего дня мы все должны объединиться в единый кулак», - отметила Г. Келехсаева.
В ходе дискуссии неоднократно говорилось о необходимости выработки эффективных подходов, мотивирующих работников на вступление в профсоюзы, и создание новых профсоюзных организаций. Пример такой деятельности продемонстрировал Илья Косенков, председатель объединения организаций профсоюзов Республики Карелия. В системе «Электронный Ангел» члену профсоюза предлагается перечень дополнительных социальных гарантий и услуг после получения специальной электронной профсоюзной карты: консультации юриста, скидки на товары и услуги, страхование здоровья, специальные акции и подарки. Эти бонусы постоянно привлекают новых членов в ряды профсоюза.
Депутат Госдумы Михаил Тарасенко обратил внимание участников дискуссии на несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы профсоюзов, которое не позволяет формировать рациональную профсоюзную структуру. По его мнению, все законодательные и нормативные акты должны быть прописаны таким образом, чтобы ни один пункт не препятствовал эффективной работе профсоюзов.
О необходимости повышения качества управления профсоюзными структурами шла речь и в выступлении председателя Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по организационной работе и кадровой политике, председателя Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрея Чекменева. Главным в этом вопросе является недопущение раздробления и последующего уничтожения первичек, а также обеспечение связи между первичными звеньями профсоюзов и центром. На данный момент самая важная задача Федерации Независимых Профсоюзов России в области модернизации – это консолидация профсоюзного движения.


ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ М.В ШМАКОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ Д.А.МЕДВЕДЕВУ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Как сообщили средства массовой информации, Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий с 1 января 2013 года нормы содержания осуждённых к принудительным работам. Так, на «этапе» каждые сутки осуждённый должен получить за казённый счёт следующие продукты: консервы мясные (250 г.), мясорастительные (250 г.), мясные фаршевые (100 г.), овощные закусочные (100 г.), хлебцы из муки пшеничной 1-го сорта (200 г.), чай чёрный (4 г.) и сахар (60 г.) — из расчёта 300 рублей в сутки. Причём если осуждённый будет ехать до колонии-поселения день, ночь и ещё шесть часов, то ему будет положен уже двойной паёк или «карманные деньги» в размере 600 рублей. Кроме того, осуждённым на принудительные работы, в соответствии с проектом документа, положены и другие выплаты, к примеру, оплата проезда железнодорожным (с оплатой белья), автомобильным, воздушным и водным транспортом эконом-класса.
Таким образом, стоимость набора продуктов питания для преступников, осуждённых к принудительным работам в колонии-поселении, в пересчёте на месяц составит 9000 рублей, в то время как стоимость минимального набора продуктов питания в потребительской корзине законопослушного трудоспособного человека во втором квартале 2012 года составила 2434 рубля, а минимальный размер оплаты труда, планируемый к введению также с 1 января 2013 года, обозначен бюджетными проектировками в сумме 5205 рублей.
В связи с изложенным прошу Вас дать поручение внести коррективы в подготовленные Правительством Российской Федерации и находящиеся на рассмотрении Государственной Думы проекты федеральных законов о потребительской корзине и прожиточном минимуме в целом по Российской Федерации, а также о федеральном бюджете на 2013 год и плановую двухлетку, с тем чтобы устранить ущемление прав законопослушных трудящихся россиян по сравнению с преступниками, осуждёнными на принудительные работы.
Председатель ФНПР М.В.Шмаков


ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ М.В ШМАКОВА
ПРЕЗИДЕНТУ РФ В.В.ПУТИНУ

Уважаемый Владимир Владимирович!
В связи с обсуждением Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым проинформировать Вас о своей позиции реформирования пенсионной системы.
Применение механизмов обязательного социального страхования, как эффективной формы социальной защиты, прежде всего, для наемных работников, прошло проверку временем и широко используется многими странами. Предлагаемые «Стратегией» шаги, направленные на укрепление и развитие социального страхования, при определенных условиях и последовательном проведении, могут обеспечить как положительные результаты, так и понимание работающего населения страны.
Реализация страховых подходов должна производиться па основе признания соответствующих Конвенций и Рекомендаций МОТ и, прежде всего, Конвенции № 102, основным критерием которой в области пенсионного страхования является обеспечение замещения заработка «типичного работника» ни уровне не менее 40 процентов при стаже работы 30 лет. Признание и принятие положений вышеназванной Конвенции позволит также усилить взаимосвязь труда (в том числе его условий) с уровнем будущего пенсионного (страхового) обеспечения работника через установление взаимозависимости размера страхуемого заработка и уровня гарантируемой выплаты.
Позицию ФНПР о невозможности обеспечения приемлемого уровня жизни пенсионеров без изменения политики заработной платы сегодня разделяют многие эксперты и специалисты. Низкий уровень оплаты труда у большинства наемных работников особенно в бюджетной сфере, создает значительные сложности в организации и осуществлении социального страхования. Поэтому в соответствии с условиями Конвенции № 102 представляется важным разобраться по каждой группе трудозанятого населения, определить каким должен быть размер страхового взноса, вносимого работодателем за наемного работника и период его уплаты. Необходимо также иметь в виду, что спецификой средств социального страхования является их строго целевое использование, что ставит в определенные рамки сегодняшнее гипертрофированное понимание солидарных принципов, и, соответственно, возможность их неограниченного перераспределения от одной группы застрахованных в пользу другой. Последовательным шагом будет и разграничение страхового и социально обеспечительного направления пенсионной системы, как по организационным, так и по финансовым компонентам.
Укрепление социальной страховой составляющей пенсионной системы требует единого подхода к формированию доходов системы, определению номенклатуры и уровня страхового обеспечения. Унификация условий уплаты страховых взносов, отказ от преференции отдельным группам, отнесение затрат по пенсионированию льготных категорий непосредственно на работодателей, располагающих рабочими местами с особыми условиями труда, может дать определенный эффект как для стабилизации финансового положения пенсионной системы, так и для повышения материального положения пенсионеров и улучшения условий труда на предприятиях. Проведение работы по реформированию досрочного пенсионного обеспечения требует целого ряда организационных и правовых мер от экспертной оценки условий труда на каждом рабочем месте, попадающим под юрисдикцию «Списков», до предоставления Министерству труда Российской Федерации права (по аналогии с Госкомтруда) по толкованию условий отнесения к «Спискам» пли исключения из них, досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций и контроля деятельности организаций страховщиком данного вида. Кроме того, необходимо установить ответственность работодателя, располагающего такими рабочими местами, но не заключающего коллективный договор об условиях страхования работника, занятого на этих местах. Все это потребует создания новых и (или) дополнения действующих нормативных актов.
Представляется целесообразным исправление допущенной системной ошибки, связанной с включением накопительного элемента в пенсионную составляющую обязательного социального страхования. Объединение разных по своей правовой сущности систем не получило подтверждения эффективности ни в социальной, ни в экономической сферах. По оценке экспертов, единственным динамично развивающимся направлением в накопительной системе стал рост административных расходов.
Практическими шагами в этом направлении должно стать немедленное выведение накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования. С целью защиты прав застрахованных следует предусмотреть для них возможность самостоятельного распоряжения своими накоплениями, в диапазоне от передачи в страховую солидарную систему Пенсионного фонда Российской Федерации до размещения на депозитах. При этом, в случае передачи средств в негосударственный пенсионный фонд, последний должен заключить с застрахованным договор накопительного пенсионного страхования с указанием конкретного пенсионного плана.
Считая своевременной и необходимой работу по дальнейшему реформированию пенсионной системы в стране и поддерживая идею формирования многоуровневой системы пенсионного обеспечения, учитывающей потребности и возможности различных категорий наемных работников, ФНПР подтверждает свою готовность к конструктивному сотрудничеству по поиску, разработке и реализации эффективных решений.
Председатель ФНПР М.В. Шмаков


ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ М.В ШМАКОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ С.Е. НАРЫШКИНУ

Уважаемый Сергей Евгеньевич!
По сообщениям средств массовой информации, рабочая группа, в которую вошли члены комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, а также эксперты, подготовила рабочий вариант законопроекта, значительно ужесточающего ответственность за нарушение правил дорожного движения, в том числе предусматривающего существенный штраф с одновременным лишением прав на более длительный по сравнению с действующим срок; установление уголовной ответственности, если это деяние совершено неоднократно (повторно), с наказанием в виде существенного штрафа с одновременным лишением прав на определенный законом срок; установление нижнего предела срока лишения свободы и увеличение верхнего предела срока лишения свободы в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека, смерти человека, двух и более лиц. В том числе речь идет о штрафах в размере 50 тыс. рублей.
Обращаю Ваше внимание на то, что среднемесячная начисленная заработная плата в августе 2012 года, по оценке Росстата, составила 26150 руб. (при медианном значении показателя около 18000 руб.), денежные доходы в среднем на душу населения – 22707 руб., минимальный размер оплаты труда – 4611 руб. (по бюджетным проектировкам с 1 января 2013 года – 5205 руб.). Следовательно, большинству населения новые штрафы окажутся непосильными, а владельцам дорогих автомобилей, разнузданно ведущим себя на дорогах страны, – по-прежнему незначительными. Кроме того, при существующей практике работы сотрудников Госавтоинспекции нетрудно предсказать и рост поборов на дорогах. Таким образом, еще на стадии законотворчества закладывается потенциальная возможность массового несоблюдения нового закона и коррупциогенность правоприменения.
В связи с изложенным считаю целесообразным размеры штрафов за нарушения правил дорожного движения устанавливать в процентах к доходам нарушителей, как это принято в некоторых странах Евросоюза. Так, если 50 тыс. рублей составляют только треть заработной платы депутата Госдумы, то такой же уровень штрафов (30 % от доходов) необходимо установить и в отношении остальных граждан Российской Федерации.
Кроме того, обращаю Ваше внимание на то, что за последнее время в законотворчестве участилась практика повышения штрафов в разы (от двух до десяти раз). При этом минимальный размер оплаты труда фактически заморожен на уровне двух третей прожиточного минимума. Предлагаю рассмотреть вопрос увеличения минимального размера оплаты труда в десять раз.
Председатель ФНПР М.В. Шмаков