ПОСТАНОВЛЕНИЕ о состоянии охраны труда в организациях области и задачах членских организаций ФПО по совершенствованию общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Совет ФПО отмечает, что профсоюзными организациями области проводилась определенная работа по реализации программного документа Федерации Независимых Профсоюзов России "За достойный труд", обеспечению эффективного общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда, разъяснению положений Трудового кодекса РФ в новой редакции. Разрабатывались методические материалы, проблемы охраны труда регулярно освещались в газете «Голос профсоюзов», многотиражных заводских газетах, на сайте ФПО.

В предыдущем году представителями профсоюзов было осуществлено 5986 обследований организаций, их структурных подразделений по вопросам охраны труда, при этом выявлено около девяти тыс. нарушений законодательных и нормативных актов.
Совершенствовалась практика сотрудничества с государственными органами надзора и контроля, заключено Соглашение с Государственной инспекцией в Брянской области, устанавливающее взаимоотношения при проведении совместных мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Совместно с государственными инспекторами труда в 2007 г. проведено 203 совместные проверки предприятий и организаций по вопросам соблюдения законодательства об охране труда. Продолжалась работа по повышению эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости первичным звеном профсоюзного контроля – уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда и представителями профсоюзов в комитетах (комиссиях) по охране труда. Численность уполномоченных лиц по охране труда в членских организациях профобъединения на 1 января 2008 г. составила 2872 человека, комитетов (комиссий) по охране труда – 1432.

Вместе с тем Совет отмечает, что проблема безопасности труда усугубляется незаконченными процессами административной и социальных реформ. Произошла полная ликвидация служб охраны труда в федеральных органах исполнительной власти и резкое сокращение штатов этих служб в региональных и муниципальных органах. В течение четырех лет на федеральном уровне не проводилась работа по пересмотру и обновлению нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда. Приостановлена реформа системы социального страхования, в т.ч. страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ухудшение условий труда и низкий уровень оздоровления работников – это свидетельство того, что на федеральном, региональном и отраслевом уровнях отсутствуют соответствующие целевые программы. Слабо используются в рассматриваемой области механизмы социального партнерства, в том числе такие, как комитеты (комиссии) по охране труда. В погоне за прибылью отдельными работодателями не принимаются меры по первичной профилактике производственных рисков и предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Недостаточно используются полномочия профсоюзных органов всех уровней по сохранению и укреплению здоровья работников.
На состояние здоровья работников продолжали оказывать негативное влияние вредные и неблагоприятные условия труда, в которых занято по области более 40 тысяч работающих.
Более 50 процентов работодателей не выполняют свои обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что существенно сказывается на обеспечении безопасных условий и охраны труда.
Сложившаяся ситуация создает предпосылки дальнейшего ухудшения состояния здоровья трудоспособного населения и его негативного воздействия на социальноэкономические процессы.
Попрежнему в большинстве областных организаций профсоюзов отсутствуют технические инспекторы труда. В настоящее время они работают в пяти из шестнадцати областных организаций профсоюзов (в областных организациях профсоюза работников народного образования и науки, машиностроителей РФ, агропромышленного комплекса, общественном объединении «Всероссийский Электропрофсоюз» и в территориальном комитете профсоюза Брянского отделения Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»), что не дает возможности предупредить массовые нарушения трудовых прав работников в области охраны труда.
Недостаточно организована работа с органами прокуратуры по совместному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда.
Отдельные работодатели многие вопросы, требующие по закону согласия или учета мнения профсоюзных органов, решают самостоятельно, не считаясь с правами профсоюзов.
Недостаточное внимание уделяется профилактике профессиональных заболеваний. Периодические медицинские осмотры работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, в организациях проводятся не всегда, а при организации их проведения допускаются серьезные нарушения.

Вызывает озабоченность достаточно высокий уровень производственного травматизма. За 2007 год 26 человек получили смертельные травмы, произошло 77 тяжелых несчастных случаев. Часто работники допускаются к работе без средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами и коллективными договорами. Работодатели, пытаясь сэкономить, приобретают не сертифицированные средства защиты, не организуют надлежащим образом уход за ними. Эффективный общественный контроль за выдачей и обязательным использованием средств индивидуальной защиты во многих организациях отсутствует.



Совет ФПО постановляет:

Обеспечить безусловное выполнение программного документа «За достойный труд», принятого VI съездом Федерации Независимых Профсоюзов России, определившим правозащитную и нормотворческую работу, а также работу в области охраны труда и экологической безопасности приоритетными направлениями в деятельности профсоюзов, для чего:

1. Президиуму Совета ФПО, членским организациям ФПО, районным (городским) Координационным советам организаций профсоюзов:
• содействовать проведению мероприятий, обеспечивающих профилактическую направленность в защите членов профсоюзов от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, путем включения соответствующих мероприятий в тарифные отраслевые соглашения и коллективные договоры, в том числе направленные на повышение роли уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, активизации их работы;
• полнее использовать в работе предоставленные законодательством полномочия в отношении руководителей организаций, руководителей структурных подразделений, их заместителей, не выполняющих требования закона, положений коллективных договоров и соглашений;
• использовать возможности газеты «Голос профсоюзов», заводских многотиражных газет, сайта ФПО, других средств массовой информации для пропаганды культуры охраны труда среди работников;
• принимать активное участие в проведении Всемирного дня охраны труда, использовать его для пропаганды безопасных и здоровых условий труда;
• продолжить практику проведения в городах и районах области семинаров, в то числе и с уполномоченными профсоюзов по охране труда, по вопросам, направленным на совершенствование общественного контроля за охраной труда.
2. Президиуму Совета Федерации профсоюзов Брянской области:
• инициировать заключение Соглашения с прокуратурой Брянской области о сотрудничестве в сфере контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства;
• внести предложения в закон и иные нормативноправовые акты Брянской области о передаче части полномочий в сфере охраны труда муниципальным образованиям;
3. Областным организациям профсоюзов:
• изыскать возможности для восстановления технических инспекций, в том числе – на долевых началах и не допускать случаев их ликвидации;
• анализировать состояние работы в профсоюзных организациях, их выборных органов по контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда с предоставлением информации в ФПО для обобщения и изучения положительного опыта работы, его распространения среди членских организаций ФПО;
• обеспечить всестороннее взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Брянской области для предотвращения нарушений прав членов профсоюзов в области охраны труда и здоровья работников, обеспечить включение в коллективные договоры вопросов, связанных с аттестацией рабочих мест по условиям труда;
• продолжить обучение профсоюзного актива по проблемам применения норм Трудового кодекса РФ, оказывать постоянную помощь профсоюзному активу, членам профсоюза при применении на практике положений Трудового кодекса РФ;
• принимать непосредственное участие в совершенствовании систем управления охраной труда, разработке, реализации отраслевых программ и соглашений по охране труда, направленных на улучшение состояния рабочих мест, добиваться включения в них конкретных мероприятий по устранению опасных и вредных производственных факторов;
• продолжить участие в конкурсе ФНПР на звание "Лучший уполномоченный по охране труда";
4. Первичным профсоюзным организациям:
• активизировать работу по повышению эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости первичным звеном профсоюзного контроля через уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и представителей профсоюзов в комитетах (комиссиях) по охране труда;
• в коллективных договорах предусмотреть меры морального и материального поощрения уполномоченных по охране труда за эффективность работы;
• добиваться включения в коллективные договора вопросов, связанных с аттестацией рабочих мест по условиям труда;
• выстроить систему взаимоотношений с работодателями, обеспечивающую участие работников и профсоюзов в принятии решений по вопросам охраны труда и здоровья работников;
• способствовать созданию в организациях медицинских структур, выполняющих функции по оздоровлению работников;
5. Представителям профсоюзов в областной 3х сторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений предложить социальным партнерам рассмотреть на заседании комиссии вопрос о ходе реализации мероприятий VI раздела «Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» действующего регионального соглашения.

Председатель Федерации профсоюзов
Брянской области М.М. Балабко
для печати отпавить с помощью email кому-нибудь