Брянское обособленное подразделение Дорпрофжела на Московской железной дороге по Брянскому региону.

logo_terkom.jpgРеволюция 1905-1907 годов положила начало становлению Всероссийского железнодорожного союза. Именно в начале 1905 года повсюду стали создаваться первые ячейки будущего Всероссийского железнодорожного союза. Первый съезд союза железнодорожников состоялся в Москве 20-21 апреля 1905 года.

В сентябре 1917 года Россию потрясла всеобщая забастовка железнодорожников. На станциях, на предприятиях создавались стачкомы, был создан Брянский  учредительный профсоюз  железнодорожников (Учпрофсож). Трудно назвать такую сферу жизни, которой бы они не занимались. Под их началом шло трудоустройство рабочих и служащих, распределялись продукты питания. Они выступали арбитрами в трудовых спорах, следили за точностью исполнения законов о труде, взяли под охрану детский труд. Месткомы вместе с партячейками были инициаторами помощи Красной Армии - собирали для фронта продукты питания, одежду, деньги...
    Последствия гражданской войны  ужасали – до 60 процентов паровозов и вагонов были загнаны в тупики и брошены,  поэтому брянские железнодорожники охотно поддержали Великий почин своих коллег депо Москва - Сортировочная. В  мае 1919 года они организовали несколько субботников – бесплатно отремонтировали вагоны, паровозы, пути и переезды.
    С фронтов гражданской войны не вернулись тысячи железнодорожников. Вместо выбывших рабочих на дорогу пришло много крестьян из недалеких сел. Но это были, как правило, люди безо всякого образования, чего не  допускала профессия железнодорожника. Их следовало учить. С этой целью Учпрофсож открыл вагоны-клубы, которые сделались не только своеобразными школами по ликвидации неграмотности, но и культурными очагами, где организовывалась художественно-просветительская работа. Сюда охотно шли жители ближайших микрорайонов.
Месткомы сразу же  наладили работу с молодежью, женщинами, открыли кружки художественной самодеятельности, организовали спортивные соревнования. И к ним потянулись люди, начались массовые вступления в профсоюз. Уже к 1930 году почти сто процентов работающих железнодорожников были в его рядах.
    Проявили себя профсоюзы и в годы индустриализации. Они стали зачинателями соревнования ударников, стахановцев, внеся заметный вклад в выполнение задач первых пятилеток.
    Пройдя через годы революций и гражданской войны, запреты и преследования со стороны властей профсоюзные организации повсеместно выросли, значительно увеличив свои ряды.
    Оздоровлению, отдыху железнодорожников, их детей уделялось особое внимание. Первый  палаточный пионерлагерь впервые создан в 1924 году возле деревни Кольцовка Навлинского района. А еще раньше в 1922 году комсомольцы станции Брянск-2 восстановили полуразвалившуюся  бывшую барскую усадьбу в Синезерках, где открылся пионерлагерь для ребят железнодорожников. До удобств было далеко - спали на полу, на матрацах, набитых сеном, из посуды имели лишь деревянные ложки да миски. Чай пили из  жестяных кружек. Возвели корпуса барачного типа. Но время не стоит на месте — задумали построить рубленые, высокие, сказочные. Одновременно вели перепланировку территории, сооружали теплицу, закладывали аллею Дружбы. Перед станцией Синезерки открыли платформу “Пионерская”. Пионерлагерь вскоре стал интернациональным. Здесь набирались здоровья (по обмену) дети железнодорожников всех бывших социалистических стран. приглашали сюда Героев Советского Союза, артистов союзного значения, послов, иностранные делегации. На советские космические корабли летели из “Синезерок” приветственные телеграммы. И космонавты отвечали ребятам.
    Здорово помогли профкомы и во время строительства больничного городка на станции Брянск-2, организовывали субботники по благоустройству, озеленению его территории. Были выделены деньги на приобретение оборудования, постельного белья.
    Война не застала профкомы врасплох. Показывая пример, они  круглыми сутками трудились в цехах, демонтируя оборудования и отправляя его в тыл страны. Часть из них отправлялось сопровождать грузы в эвакуацию, другие попросились добровольцами  на фронт, влились в партизанские отряды. Многие из них за мужество и  отвагу награждены орденами и  медалями.
    После освобождения Брянска от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году отделение возглавил Виктор Ефимович Бирюков, а председателем Райпрофсожа избрали  Александра Сергеевича  Полякова, затем Якова Иудовича Лебедева.
    В послевоенные годы профсоюз активно участвует в восстановлении разрушенного хозяйства, железнодорожного транспорта, заботится о создании условий для  работы и отдыха.
    На всех предприятиях дороги по предложению профкомов начали создаваться женсоветы. Они вникали  буквально во все – распределяли жилье, места в детсадах, путевки в  санатории, были  заводилами в художественной самодеятельности, в озеленении станций и поселков. К их строгому, но справедливому голосу прислушивались  при подведении результатов соревнования.
    С 1961 по 1981  райпрофсожем руководил Владимир Яковлевич Столовицкий. На время его руководства пришлись бурные годы электрификации Брянского отделения и связанное с этим освоение новой техники, реконструкция цехов, укрепление пути; организация соревнования за звание “Предприятие высокой культуры производства” и “Коллектив коммунистического труда”; почины В.Ф. Цикунова “Мой личный вклад в пятилетку” и “Марку эффективности и качества - каждому поезду пятилетки” В.В. Шемахова и В.С. Кондратова, строительство жилья хозспособом, шефская помощь колхозам, дальнейшее развитие пионерских лагерей в Синезерках и Унече.
    В 1962 году было организовано соревнование железнодорожников трех отделений - Брянского, Гомельского и Конотопского. Предложение было одобрено руководителями и райпрофсожами отделений. В короткий срок разработали положение, учредили переходящий приз - хрустальную вазу “Дружба”, изготовленную по спецзаказу на Дятьковском хрустальном заводе.
    Все новое, передовое в работе железнодорожники России, Украины, Белоруссии щедро передавали друг другу при встречах. Во всех трех отделениях были созданы единые смены, чтобы люди могли лучше сработаться, узнать друг друга. Согласовывались графики предоставления совместных технологических “окон” для ремонта пути. Райпрофсож всегда держал руку на пульсе этого соревнования, имел полную информацию о задержках грузов на границах трех республик. На заседаниях президиума райпрофсожа неоднократно заслушивались отчеты руководителей и профактивистов о ходе соревнования в их коллективах. Итогом состязания трех отделений было увеличение пропуска грузопотока, уменьшение браков, повышение безопасности движения.
    Ставшие теперь уже традиционными вечера “Дорожи честью коллектива”, впервые начали проходить в 1962 году. Неинтересные, скучные собрания по итогам работы коллективов за год были заменены настоящими праздниками отдыха людей. Сценарии первых вечеров помогали составлять работники райпрофсожа. Предлагалось славить династии железнодорожников, ветеранов войны и труда, молодых рабочих. Поощряли не у кассы, а в торжественной обстановке на вечерах. И не деньгами, а ценными подарками. Причем, лишь тех, кто заслужил — завоевал звание лучшего машиниста, осмотрщика вагонов, ударника коммунистического труда и т.д. К тому же выдавались и памятные сувениры: вагонникам - миниатюрные колесные пары, электромеханикам - макет светофора, бригадирам - путевые шаблоны и т.п.
    С напутственной речью к молодым работникам обращались наставники, вручали трудовые путевки. Звучали слова клятвы: “Вступая в ряды рабочего класса, клянемся всегда и во всем свято следовать славным традициям “Великого почина”.
- Клянемся! – повторяла молодежь.
    Эта традиция жива и до сегодняшнего дня.  Текст в именной рабочей путевке гласит: «Сегодня ты перешагнул порог цеха, в который пришел не гостем. Ему нужны твои рабочие руки, знание и умение. Отныне честь коллектива - твоя честь, его заботы – твои заботы. Надеемся, ты станешь примером добросовестного отношения к труду и будешь высоко нести звание Российского железнодорожника!».
    Брянское отделение всегда славилось своими интернациональными связями с  железнодорожниками социалистических стран. Коллективы соревновались в работе, обменивались делегациями. Символами этой дружбы в отделении стали электровозы имени Станке Димитрова-Марека, Хо Ши Мина, электропоезд имени Эрнста Тельмана. Большую часть вопросов интернациональных связей райпрофсож брал на себя.
    Далее профсоюзную организацию Брянских железнодорожников возглавляли:
Корнеев Анатолий Николаевич - с 1951 по 1961 год;
Зенин Евгений Федорович – с 1982 по 2002 год;
Сырокваша Анатолий Федорович – с 2002 по 2005 год;
Селиванов Александр Сергеевич – с 2005 по 2008 год;
Кузин Юрий Анатольевич – с 2009 по настоящее время.
    Каждый из последующих председателей райпрофсожа с честью нёс свою трудовую ношу, привносил достойный вклад  в укрепление авторитета профсоюзной организации, обеспечение правовой защиты и социально-экономических гарантий для членов профсоюза, бережно хранил традиции трудовых коллективов и создавал новые.
    По инициативе профсоюза в 1992 году было заключено Отраслевое тарифное соглашение между МПС, ЦК профсоюза и Правительством. Через этот документ и коллективные договоры предприятий обеспечивалась социально-экономическая защита железнодорожников, решались вопросы индексации оплаты труда, оказания помощи и поддержки ветеранам-пенсионерам.
    И сегодня в период третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта профсоюз создал реально работающий механизм защиты трудовых прав и интересов тружеников отрасли. Определены принципы взаимодействия между отраслевым профсоюзом и Компанией  - коллективный договор ОАО «РЖД» на 2011-2013 гг. Для обеспечения социальной защиты работников формируемого холдинга, по инициативе профсоюза в 2007 г. создано Общероссийское объединение работодателей и принято Отраслевое Соглашение по ж.д. транспорту, чтобы все железнодорожники, где бы они ни работали, в том числе и в дочерних структурах, имели социальные гарантии.
     В 2010 году Российскому профсоюзу железнодорожников и транспортных строителей исполнилось 105 лет. За этот период Брянская профсоюзная организация объединила  тысячи людей, воспитала отличных организаторов, зачинатель многих добрых дел, героев труда, имена которых известны не только на Брянщине, но и всей стране.
    Через всю 105-летнию историю отраслевой профсоюз с честью пронес традицию сплоченности своих рядов и единства действий в интересах обеспечения надежной социальной защищенности членов профсоюза.

СПРАВКА:
В структуре Общественной организации – Брянского регионального обособленного подразделения Дорпрофсожа на Московской железной дороге  Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей по Брянскому региону  на профсоюзном учете состоят: 39 общественных первичных профсоюзных организаций, в том числе: 2 общественные первичные профсоюзные организации (Брянский железнодорожный колледж – филиала Московского института инженеров железнодорожного транспорта, относящийся к Федеральному агентству железнодорожного транспорта Минтранса РФ), 4 общественных первичных профсоюзных организаций (профессиональный лицей №2 в г. Брянске и профессиональное училище №6 в г. Унеча, относящиеся к Департаменту общего и профессионального образования Брянской области), 1 общественная первичная профсоюзная организация ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники», относящийся к Министерству обороны РФ,  2 ППО учреждения здравоохранения - НУЗ на станции Брянск и НУЗ поликлиника на станции Унеча, 5 ППО негосударственных образовательных учреждений. В общественной организации РОСПРОФЖЕЛ Брянского регионального обособленного подразделения Дорпрофсожа на Московской железной дороге,  на освобожденной основе работают 23 работника, в том числе 14 председателей профсоюзных комитетов.
Общее количество членов профсоюза 12930  человек, в том числе - учащихся 2492 человек, пенсионеров - 1060 человек. Процент профсоюзного членства составляет 99,2 %.
для печати отпавить с помощью email кому-нибудь