НАГРЕЛИ … ЗА НАШ ЖЕ СЧЕТ

Почти с каждым приходом января мы вглядываемся в свои квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг: на сколько все подорожало? Вот и в нынешнем году са-мые худшие наши ожидания оправдались. Наверняка, ни-кого из жителей области не порадовали возросшие цены на «коммуналку».
Понимая, что это очередной и существенный удар по тощим кошелькам наших сограждан Федерация профсою-зов области не могла не отреагировать на него. В адрес прокурора Брянщины Н. В. Журкова президиум ФПО на-правил обращение. Оно было опубликовано в «Голосе профсоюзов» за 25 января с. г.

Почти с каждым приходом января мы вглядываемся в свои квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг: на сколько все подорожало? Вот и в нынешнем году са-мые худшие наши ожидания оправдались. Наверняка, ни-кого из жителей области не порадовали возросшие цены на «коммуналку».
Понимая, что это очередной и существенный удар по тощим кошелькам наших сограждан Федерация профсою-зов области не могла не отреагировать на него. В адрес прокурора Брянщины Н. В. Журкова президиум ФПО на-правил обращение. Оно было опубликовано в «Голосе профсоюзов» за 25 января с. г. В нем привлечено внима-ние к тому, что «Постановлением администрации города Брянска № 4659-П от 27.12.2006 года тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения населения с 1 января 2007 года увеличены более чем на 23 процента». Тогда, как «приказом Федеральной службы по тарифам … мак-симальная величина роста на тепловую энергию установ-лена … не более 20 процентов». Так же указывается, что все это «происходит в тот период, когда из-за необычайно высокой температуры наружного воздуха, в прошлом и нынешнем отопительных сезонах, расходы на отопление оказались ниже расчетных … Но вместо того, чтобы про-извести перерасчет стоимости за отопление, городская ад-министрация приняла решение о повышении тарифов».
И вот получены ответы от председателя комитета госу-дарственного регулирования тарифов области Н. П. Жи-галкина и первого заместителя прокурора области А. А. Ступака. В первом, в частности, говорится о том, что Фе-деральной службой по тарифам (ФСТ) для нашей области установлена максимальная величина роста экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию в размере 120 процентов и услуги коммунального комплекса – в 115 процентов. Но все это для организаций, отпускающих те-пловую энергию и для организаций, предоставляющих ус-луги. Помимо того, в том же приказе ФСТ установлен и предельный рост платы жителей Брянщины за комму-нальные услуги в целом. Он не может быть выше 117 про-центов. Раскладка же роста тарифов за отдельные услуги такова: отопление – 23, газоснабжение – 16, услуги водо-отведения – 0 процентов. А тариф на водоснабжение даже снижен на 7 процентов. В результате средний совокупный рост платежей не превышает 17 процентов. В ответе Н. П. Жигалкина так же отмечено, что «население областного центра оплачивает услуги отопления и горячего водо-снабжения только долю от их полной стоимости (2006 год – 89,5 процента, 2007 год – 91 процент). В результате при росте тарифа на тепловую энергию – 20 процентов и уве-личении доли, повышение стоимости услуг теплоснабже-ния составило 23 процента». Одним словом, никакого рас-хождения в действиях горадминистрации с приказом ФСТ не усматривается.
В том же, что касается пересмотра стоимости за ото-пление, то он производится один раз в году. Разница меж-ду размерами платы за потребленную тепловую энергию, рассчитанную теплоснабжающей организацией в порядке, установленном законодательством РФ, и фактическим размером оплаты за отопление возникает за счет отклоне-ния температуры, учтенной в нормативе, от сложившейся в отопительный период. В отопительный же период 2006 года (январь – апрель, октябрь – декабрь) средняя темпе-ратура воздуха не была выше учтенной в нормативе.
Те же доводы в ответе на обращение ФПО приводит и первый заместитель прокурора области А. А. Ступак. Правда, в нем речь идет только о повышении тарифов, но не о перерасчете за прошлый отопительный период. Тем не менее «оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется».
Что ж, на первый взгляд все ясно и понятно. Однако, если всмотреться в картину пристальнее, то вопросы все-таки возникают. И серьезные. За ответами на них мы от-правились в областную прокуратуру. При встрече со спе-циалистом общего отдела В. П. Новиковым кроме того, что было сказано в официальном ответе Федерации проф-союзов области, других пояснений не прозвучало: в Брян-ске соблюдается предельный индекс повышения тарифов на все услуги ЖКХ для населения. И данный вывод сделан на основе заключения комитета государственного регули-рования тарифов области.
Позже именно в нем у председателя комитета Н. П. Жи-галкина мы попытались получить ответы на некоторые из интересующих нас вопросов.

- Николай Павлович, почему, на Ваш взгляд, на Брянщине самый высокий рост оплаты за тепло и го-рячее водоснабжение в сравнении с соседними облас-тями (Брянская область – 20, Смоленская – 14,2 ,Орловская – 13 процентов при стоимости тарифа в 2006 году, например на тепло, соответственно 9,82, 8,96 и 8 рублей за кв. м)?

- Его, вероятно, следует искать в выполнении инвести-ционных программ, запланированных на нынешний год. При этом речь идет о ремонте, строительстве теплотрасс, а так же отчасти и о начале внедрения у нас энергосбере-гающих технологий. Отсутствие последних в области до нынешнего времени и является корнем многих проблем, испытываемых предприятиями и населением Брянщины.

- Николай Павлович, согласитесь, любые расходы требуют учета. . .

- Да это один момент, который нельзя упускать из виду. Сейчас на Брянщине фактически нет ни одной котельной, где стоял бы счетчик, фиксирующий сколько тепла подано на тот или иной микрорайон. Как нет счетчиков тепла и в многоквартирных домах. А ведь при сверке показаний на выходе из котельных и входе в такие дома можно было бы судить о количестве полезной энергии. И о том, сколько тепла тратится у нас на обогрев улиц. Кроме того, учет те-пловой энергии позволил бы делать и ежегодный перерас-чет оплаты за нее населением и предприятиями в так на-зываемые теплые и холодные зимы. А пока без него мы говорим только об усредненных цифрах…

…Что ж, «черные дыры», через которые утекают на-родные деньги, отчасти определены. Вот только опреде-лены они не сегодня, известны были и раньше. И почему-то за долгие годы реформирования ЖКХ никуда не исчез-ли. Так, спрашивается, куда же девались прежние вложе-ния? Из зимы в зиму, к примеру, на улице Набережной в самом центре Брянска остается открытым участок тепло-трассы. Из трубы валом валит пар, возле которого греют-ся кошки и собаки, периодически хлещет вода. И никому до этого нет дела. А потому неудивительно, что потери теплоэнергии в ОАО «Брянские коммунальные системы» составляют свыше 12 процентов. Их, кстати, «рачитель-ные» коммунальщики также закладывают в оплату своих услуг.
Ну и что это за экономика, которая обосновывает такие не только оторванные от реальности, но и «дырявые» та-рифы? Которые в свою очередь бесконечно растут. Растут как для населения, так и для предприятий. В сущности ложась тем же грузом на плечи все того же населения. По-тому, что оборачиваются очередным витком цен на все. И выгребают последние гроши из кошелька пенсионеров, забирают львиную долю зарплаты работающих.
Возможно, это и случайность. Но факт остается фактом. В нынешнем году об удорожании хлеба и хлебобулочных изделий было объявлено сразу после подъема тарифов на «коммуналку». Совпадение? Или все-таки закономер-ность? Весьма непросто сводить концы с концами не только хлебопекам, но и другим перерабатывающим предприятиям. Не говоря уже о промышленных, где затра-ты, например на электроэнергию, просто громадные. Ме-жду прочим с января оплата последних за нее еще больше возросла: тарифы увеличены на 25 процентов. Чем же объясняется подобный скачок? На областном уровне нам оправдывают его сравнительно небольшим ростом тари-фов для населения. Мол, если его выровнять для всех оди-наково, то людям и сельхозпредприятиям, которые имеют льготный тариф, придется несладко.
Несладко всем, кроме монополистов. Их аппетиты по-стоянно растут. Вот пример. С нынешнего года тариф на газ для населения был увеличен на 15,5 процента. Но и этого показалось мало. Одновременно выросли и нормы потребления на 13 процентов. Что повлекло за собой в итоге в реальном выражении более чем 30-процентное увеличение оплаты за газ.
Профсоюзы России неоднократно заявляли правительст-ву, что рост оплаты коммунальных расходов должен идти после повышения заработной платы и пенсий. Но, как ви-дим, этого нет и в помине. Причем за доказательствами не надо далеко ходить. Лишь с сентября государственные мужи планируют поднять ставки и оклады бюджетников. И всего на десять процентов! Только с апреля какую-никакую прибавку получат пенсионеры. Все эти добав-ленные проценты заранее будут съедены «коммуналкой». Видимо, такова уж у нас политика в области экономики: больше отбирать, нежели повышать благосостояние лю-дей. Лучше с нас содрать три шкуры, чем попытаться обуздать аппетиты монополистов.
Администрация Брянска, судя по всему, тоже выбрала для себя легкий путь – переложить бремя расходов по ре-формированию ЖКХ на плечи населения. Не предупредив заранее, что ждет его с 1 февраля, по-тихому «закрутила гайки». Проигнорировала она и мнение профсоюзов, ко-торые напрямую работают с людьми и защищают их ин-тересы. Иначе ей пришлось бы ответить на весьма нели-цеприятные вопросы.
Но даже, поступив по собственному усмотрению, го-родские власти опять-таки слукавили. Ведь что такое по-вышение оплаты, к примеру, за тепло на 23 процента? Это, как средняя температура по больнице. И те, кто уже полу-чил свои квитанции, просчитав рост тарифа, увидят со-всем не эту цифру. На десятые доли, но больше. Которые для нашего небогатого населения тоже весомы. Да и в итоге вряд ли у потребителей услуг ЖКХ после всех сло-жений, умножений и делений выйдет предельный индекс, о котором так много было сказано.
Еще одна, мягко говоря, неувязка всплывает и в отно-шении температурных данных за отопительный период 2006 года. По нашим сведениям, «минус» перекрывал «плюс» в Брянске всего на 1,5 градуса в среднем. Но ни-как не на 2,3 градуса. То бишь температура воздуха в ми-нувшем отопительном периоде была выше нормативной. Следовательно, и расход тепловой энергии на отопление жилых помещений был меньше. Но перерасчет пока никто не торопится сделать. Как, впрочем, и проверить сведения, предоставляемые коммунальщиками. Все просто – деньги-то не из своего кармана, а из народного. Зачем им счет вести?
Но самое главное, пожалуй, вот в чем. Даже без каких-либо подсчетов, сравнив платежи за «коммуналку», на-пример, в начале 2005 года и в январе нынешнего, можно увидеть сколь велика разница между данными цифрами. Рост в 2,5 раза! Так определила ее наша читательница из поселка Белая Березка Трубчевского района А. И. Тимко-ва. В подтверждение этого она выслала нам копии своих квитанций. Женщина возмущена подобным грабежом ее нищенской пенсии. Которая, кстати, за два года, увы, не росла такими бурными темпами как платежи за услуги ЖКХ. И вряд ли будет расти. А еще читательница спра-шивает, «когда же кончится эта обдираловка?» ответ, ду-мается, в данном случае один, - никогда. А подтверждение этому действия, а точнее, бездействие и равнодушие на-ших властей.

Е.МАЙОРОВА.
для печати отпавить с помощью email кому-нибудь